Английский социолог Д.Коэн в работе “Классы и гражданское общество” вычленяет три дефиниции гражданского общества: легальность (гражданское право; гражданское, политическое равенство и права); плюрализм (автономные, самоорганизующиеся добровольные объединения) и публичность (пространство коммуникации, общественной партиципации) возникновение, конфликты, отражение и артикуляция политической воли социальных групп. Таким образом, гражданское общество это агрегированное понятие,. обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными секторами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские организации, объединения, общественные движения и гражданские конституции . Гражданское общество также может быть определено как "сфера или подсистема общества, которая является аналитической и в определенной степени отдаленной от сфер политической, экономической и религиозной жизни". Иными словами, "гражданское общество является сферой солидарности, в которой напряженно переплетаются как абстрактный универсализм, так и партикуляристские версии общности. Оно является как реальной, так и нормативной концепцией". Более детальный анализ позволяет высветить отдельные особо значимые смысловые грани понятия "гражданское общество". Так, например, З.Т. Голенкова считает необходимым проводить дистинкцию между теоретико-аналитической и нормативной функциями этого понятия. 42 См.: Голенкова З.Т. “Заблокированное” гражданское общество в России на современном этапе// Проблемы становления гражданского общества в России: Тезисы докладов и материалы научно-практической конференции. Красноярск, 1996. С. 1012. 43 Alexander J. Citizen and Enemy as Symbolic Classification: On the Polarizing Discourse of Civil Society // When Culture Talks: Exclusion and The Making of Society. —Chicago: 1993. P. 291. 67 |
общества как особого социального образования и поныне остается предметом научной полемики. Отсюда вытекает неопределенность толкования различных содержательных нюансов этого понятия. Социологические представления о гражданском общ естве связаны с его пониманием как разновидности общества как такового. Действительно, с философской точки зрения понятие "общество"' соотносится по содержанию с понятием "гражданское общество" как общ ее и частное. В рамках социологического анализа граж данское общество определяется как целостная совокупность неполитических, духовных и экономических отношений в обществе; сфера жизнедеятельности людей, характеризую щ аяся спонтанной самореализацией прав и свобод индивидов, гарантируемых законом. Более детальный анализ позволяет высветить отдельные особо значимые смысловые грани понятия "гражданское общество". Так, например, согласно Г.Г. Дилигенскому гражданское общество представляет собой совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать1. З.Т. Голенкова считает необходимым проводить дистинкцию между теоретико-аналитической и нормативной функциями этого понятия. На теоретико-аналитическом уровне последнее можно, как указывает она, рассматривать как "агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которой являются: гражданин со своими правами и гражданские (неполитические и негосударственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты"2. В то 1Дияигенский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? //Pro е! Contra. Гражданское общество. М., Осень. 1997. С. 5. 2 Голенкова З.Т. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России // Гравданскос общество: теория, история, современность /Отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 1999. С. 8. |