Проверяемый текст
Черненко, Ольга Борисовна; Государственное регулирование структурно-инвестиционных процессов в регионе (Диссертация 2002)
[стр. 49]

критических в перспективе для целого ряда областей экономики, производственных объектов, природоохранные и природовосстановительные объекты, а также объекты здравоохранения и образования.
Следовательно, если на первом этапе формирования приоритетов прямого государственного инвестирования (19921994гг.) ставятся преимущественно задачи выживания и предотвращения особо острых кризисных ситуаций в экономике, то в правительственной Программе развития экономики 1995-1997гг.
уже обозначены в качестве приоритетных задачи формирования прогрессивной структуры народного хозяйства посредством выявления «точек роста» и поддержки конкурентоспособных высокоэффективных производств.
Однако, исследование правительственной Программы развития экономики на 1995-1997 гг.
показывает, что, несмотря на заявленные цели и приоритеты структурной политики, при определении конкретных структурных сдвигов и перспектив развития отдельных отраслей в ней отражена прежняя последовательность приоритетов.

Первым идет топливноэнергетический комплекс, затем металлургический, строительный, химический и нефтехимический, лесной, машиностроительный, оборонный и в последнюю очередь легкая промышленность, АПК и транспорт [121].
Предлагаемые в правительственной программе многочисленные
приоритеты не дают представления о характере направленности экономического развития России.
По существу,
структурная селективная политика, соответствующая обозначенным в программе (и достаточно теоретически обоснованным) критериям, не была сформулирована, а система приоритетов не установлена.
Провозглашенный на данном этапе развития экономики принцип поддержки перспективных производств, «точек роста» экономики был лишен реального содержания и конкретных механизмов
реализации.
Направления структурной политики, предложенные в Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций на 49
[стр. 102]

деятельность, национальная оборона и безопасность, фундаментальная наука, социальная сфера и др.
Эти сферы по цепочкам хозяйственных горизонтальных связей практически в той или иной степени обеспечивают заказами многие ведущие отрасли российской экономики.
Таким образом, данное направление, с одной стороны, формирует уровень гарантированного спроса для субъектов свободного рынка, ориентирующихся на государственные заказы всех уровней как на один из классов потребителей.
С другой стороны, оно определяет объемы и сферы вложения государственных средств на цели обеспечения функционирования тех сфер жизнедеятельности, за которые государственные структуры несут прямую ответственность.
Третье направление в формировании государственных приоритетов предусматривает разработку системы проектов и программ задельного характера научных, инновационных, производственных и инвестиционных.
Такая система должна опираться на анализ перспектив развития мирового рынка и быть нацелена на прорыв в будущем на новые сегменты рынка, освоение прогнозируемых ниш платежеспособного спроса, обеспечение в перспективе жизненно важных национальных интересов.
Фактически приоритеты данного направления представляют собой «точки отложенного спроса».
При дефиците ресурсов приоритетными в первую очередь могут стать программы и проекты научно-технического и инновационного характера, развития инфраструктуры народного хозяйства, создания и ввода критических в перспективе для целого ряда областей экономики производственных объектов, природоохранные и природовосстановительные объекты, а также объекты здравоохранения и образования.
Таким образом, если на первом этапе формирования приоритетов прямого государственного инвестирования (1992-1994гг.) ставятся преимущественно задачи выживания и предотвращения особо острых кризисных ситуаций в экономике, то в правительственной Программе развития экономики на 1995-1997гг.
в числе приоритетных уже обозначены задачи формирования прогрессивной структуры народного хозяйства посредством

[стр.,103]

выявления «точек роста» и поддержки конкурентоспособных высокоэффективных производств.
Однако, исследование правительственной программы развития экономики на 1995-1997гг.
показывает, что, несмотря на заявленные цели и приоритеты структурной политики, при определении конкретных структурных сдвигов и перспектив развития отдельных отраслей в ней отражена прежняя последовательность приоритетов:
топливно-энергетический комплекс, металлургический, строительный, химический и нефтехимический, лесной, машиностроительный, оборонный и в последнюю очередь легкая промышленность, АПК и транспорт [248].
За такой традиционной схемой структурных сдвигов наблюдается та же последовательность в приоритетах распределения инвестиций.
Предлагаемые в правительственной программе многочисленные
группы приоритетов не дают представления об определенном характере направленности экономического развития России.
По существу,
селективная структурно-инвестиционная политика, которая бы соответствовала обозначенным в программе (и достаточно теоретически обоснованным) критериям, не была сформулирована, а система приоритетов не установлена.
В результате провозглашенный на данном этапе развития экономики принцип поддержки перспективных производств, «точек роста» экономики был лишен реального содержания и конкретных механизмов их реализации.
«Размытость», нечеткость приоритетов структурно-инвестиционной политики еще в большей степени продемонстрирована в Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций на 1995-1997гг.
Устанавливаемые в ней направления структурной политики определяются дефицитом инвестиций и трудностями экономической ситуации, а потому имеют вынужденный кратковременный характер.
Предлагаемый в данном документе переход к «селективному» инвестированию отдельных объектов, отбираемых преимущественно по критерию быстрой окупаемости проектов, эффективен с точки зрения

[Back]