Проверяемый текст
Фактор, Алексей Моисеевич; Теория и практика формирования гражданственности в системе первоначальной профессиональной подготовки учащейся молодежи (Диссертация 2004)
[стр. 13]

нерусских письменных источников, и исследуя данную тему, мы убедились, что в гуманистической и общественно-философской, древнерусской и русской литературе Х1-ХУ11 в.в.
не употреблялось слово "гражданин".
Под воспитанием в
этот период понималась подготовка жителей страны к беспрекословному подчинению и служению "помазаннику Божьему" и его представителям на местах, а также к предполагаемой будущей службе [176, С.
110].
Именно тогда и происходило формирование тех
основ, которые затем войдут в понятия "гражданин" и "гражданское воспитание" в России.
В неразрывной связи с понятием Отечества русские мыслители объединяли
нравственность и свободу, личность и народ.
Историческая судьба России, патриотическая любовь обретает высший социально-философский и нравственный смысл
именно в этот период развития государства [130, С.
5].
Становление российской философской и педагогической науки невозможно
отделить от христианства.
В соответствии с тем, что философские и педагогические воззрения в этот период фактически сливались с религией, вопросы о мироздании, о человеке и его месте в обществе рассматривались в различных по своим жанрам произведениях древних авторов, облекаясь в религиозную форму.
Религии складывающегося централизованного государства и особенности идейной атмосферы русского общества ХУ-ХУ1 в.в.
определили главное содержание русской общественно-философской и гуманистической мысли, ее общий настрой, концентрировали усилия современников на формирование отношения к государству и власти [52].
Центральным вопросом всех дискуссий было отношение к государству.
Разными были идеалы государственности, по-разному
осмысливалась сущность верховной власти, место ее в структуре церкви, духовной иерархии и отношение ко всей человеческой личности.
Например, выдающийся писатель, церковный деятель конца
ХУ-начала XVI в.
Иосиф Волоцкий (1439 1515 гг.) писал, что царям надо служить со страхом и трепетом, как воспринявшим власть от Бога.
Оттого им должны подчиняться все христиане, в том числе и духовенство
[124].
Взгляды И.
Волоцкого сохранялись и господствовали до Петровских преобразований.
В годы "проры
[стр. 32]

32 в рамках нашего исследования остановимся на проблеме воспитания гражданственности в эпоху становления Древнерусского государства.
Признаки воспитания гражданственности мы обнаружили в первом древнерусском источнике "Повесть временных лет".
Безвестный автор, излагая исторические сведения, изображает их великими и трагичными.
Главный сюжет повести по вьфажению Д.С.
Лихачева всемирная история, а тема: "...смысл человеческой жизни" [375, 8].
В описываемых в "Повести" хронологических событиях нравственно формировалось подрастающее поколение Древней Руси вплоть до XV в.
В "Поучении Владимира Мономаха" автор в типично проповеднеческой форме поучает детей своих общечеловеческим ценностям, основой же всему называет "страх божий" [375, 8].
Как мы можем наблюдать, в вышепривлеченных исторических письменных памятниках отсутствует само понятии "гражданин".
На наш взгляд, отсутствие его логически можно объяснить, опираясь на материал социальнополитической истории древнерусского государства.
Исследуя данную тему и обратившись к целевому изучению древнерусских письменных источников, мы убедились, что в гуманистической и общественно-философской литературе XIХУП в.в.
не употреблялось слово "гражданин".
Под воспитанием в
данную эпоху понималась подготовка жителей страны к беспрекословному служению "помазаннику божьему" и его представителям на местах, а также к предполагаемой будущей службе [65, 110].
Отсутствием гражданских прав в Российской земле объясняется и отсз^'ствие самих понятий, являющихся ключевыми в нашем исследовании.
Но мы не можем не отметить, что именно тогда и происходило формирование тех принципов, которые затем войдут в понятия "гражданин" и "гражданское воспитание" в России.
Они ориентированы на человека, который рассматривался обычно не как отдельно существующая особь, самодавлеющая в своем 1фотивостоянии другим людям, а как сопричастная, "соприродная" с ними [186].
В неразрывной связи с понятием Отечества русские мыслители объеди


[стр.,33]

33 няли личность, народ, нравственность и свободу.
"Историческая судьба России, патриотическая любовь обретает высший социально-философский и нравственный смысл"
[186, 5].
Становление российской философской и педагогической науки невозможно
отделять от православия.
Ввиду того, что философские и педагогические воззрения в этот период фактически сливались с религией, то и вопросы о мироздании, о человеке и его месте в обществе рассматривались в различных по своим жанрам произведениях древних авторов, как правило, облекались в религиозную форму.
Центральным вопросом русской мысли тех лет бьшо отношение к государству.
Разными были идеалы государственности, по-разному
осмысливались сущность верховной власти, ее взаимоотношения с Церковью, духовной иерархией и проблеме отношения ко всему этому человека.
Например, выдающийся писатель, церковный деятель конца
XV начала XVI в.
Иосиф Волоцкий (1439 1515) писал, что царям надо служить со страхом и трепетом, как воспринявшим власть от Бога.
Оттого им должны подчиняться все христиане, в том числе и духовенство
[175].
Взгляды И.
Волоцкого были типичными для православия и господствовали на протяжении не только становления Российской государственности, но и в последующие годы формирования абсолютизма, вплоть до Петровских преобразований.
Ведущей идеей была воспринятая от Византии идея «симфонии» государства и Церкви, их неразрывного единства и согласованности в действиях.
В петровскую эпоху, когда насупщая жизнь диктовала другие отношения между государством и его населением, когда идей покорности и служения Отчизне было недостаточно для успеха реформ, необходимо было, прежде всего, личностное восприятие преобразований и, безусловно, сознательная деятельность в достижении успеха.
В общественной и философской мысли появляются идеи о гражданском единении вокруг "просвещенного абсолютизма".
Наиболее ярко эта идея проявилась в творчестве видного церковного и политического

[Back]