ва России в Европу”, когда жизнь диктовала другие отношения между государством и его населением, когда идей покорности и служения Отчизне было недостаточно для успеха реформ, необходимо было, прежде всего, личностное восприятие преобразований и сознательная деятельность в достижении успеха. Тогда и появляются в общественной и философской мысли идеи о гражданском единении вокруг "просвещенного абсолютизма”. Наиболее ярко эта идея проявилась при обосновании политических взглядов в творчестве видного церковного и политического деятеля Феофана Прокоповича (1681 1736). Он использовал идею естественного права и общественного договора, вдохновленного "Божественным промыслом” [124]. Не упоминая в своих трудах такое понятие как «воспитание», Ф. Прокопович, однако, заложил первый камень в Российской общественно-политической мысли о том, что ” труд граждан на благо государства Российского непокладаючи быть должен” [124]. Будучи сторонником преобразований, он призывал не только поддерживать реформы, но и требовал участия граждан в общественных делах; несомненно, речи ни о каком законотворчестве со стороны граждан и быть не могло, но при всем этом Ф. Прокопович подчеркивал так называемую "взаимную заботу” царя и народа друг о друге и об Отчизне. Идеи Ф. Прокоповича были подхвачены А.Д. Кантемиром (1673-1723), В.Н. Татищевым (16861750) и другими авторами. Одним из первых педагогов России обратил внимание общества на проблему цели воспитания гражданственности Михаил Васильевич Ломоносов. Он ставит целью воспитания подготовку "истинных сынов Отечества”, отождествляя "истинность” с трудом, любовью к наукам, "высокими нравственными качествами”. М.В. Ломоносов писал, что ”... всяческое беззаветное служение на благо и силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла...” Для М.В. Ломоносова понятия "патриот” и ’’гражданин” тождественны и часто подменяют друг друга. Будучи глубоко убежденным, в воспитании гражданина как патриота, он писал о цели воспитания: "Воспитание гражданина ради славы Отечества» [183, С. 147]. Если цели воспитания гражданственности в России впервые сформулировал М.В. Ло |
33 няли личность, народ, нравственность и свободу. "Историческая судьба России, патриотическая любовь обретает высший социально-философский и нравственный смысл" [186, 5]. Становление российской философской и педагогической науки невозможно отделять от православия. Ввиду того, что философские и педагогические воззрения в этот период фактически сливались с религией, то и вопросы о мироздании, о человеке и его месте в обществе рассматривались в различных по своим жанрам произведениях древних авторов, как правило, облекались в религиозную форму. Центральным вопросом русской мысли тех лет бьшо отношение к государству. Разными были идеалы государственности, по-разному осмысливались сущность верховной власти, ее взаимоотношения с Церковью, духовной иерархией и проблеме отношения ко всему этому человека. Например, выдающийся писатель, церковный деятель конца XV начала XVI в. Иосиф Волоцкий (1439 1515) писал, что царям надо служить со страхом и трепетом, как воспринявшим власть от Бога. Оттого им должны подчиняться все христиане, в том числе и духовенство [175]. Взгляды И. Волоцкого были типичными для православия и господствовали на протяжении не только становления Российской государственности, но и в последующие годы формирования абсолютизма, вплоть до Петровских преобразований. Ведущей идеей была воспринятая от Византии идея «симфонии» государства и Церкви, их неразрывного единства и согласованности в действиях. В петровскую эпоху, когда насупщая жизнь диктовала другие отношения между государством и его населением, когда идей покорности и служения Отчизне было недостаточно для успеха реформ, необходимо было, прежде всего, личностное восприятие преобразований и, безусловно, сознательная деятельность в достижении успеха. В общественной и философской мысли появляются идеи о гражданском единении вокруг "просвещенного абсолютизма". Наиболее ярко эта идея проявилась в творчестве видного церковного и политического 34 деятеля Феофана Прокоповича (1681 1736). Он использовал идею естественного права и общественного договора, вдохновленного, по его мнению, "божественным промыслом" [175]. Не упоминая в своих трудах понятие «воспитание», Ф. Прокопович, однако, заложил первый кирпич в Российской общественно-политической мысли о том, что " труд граждан на благо государства Российского непокладаючи быть должен". Будучи сторонником преобразований, он призывал не только поддерживать реформы, но и требовал участия граждан в общественных делах (несомненно, ни о каком законотворчестве со стороны граждан речь в те годы не шла). При всем этом Ф. Прокопович подчеркивал "взаимную заботу" царя и народа друг о друге и об Отчизне [175]. Идеи Ф. Прокоповича были подхвачены А.Д. Кантемиром (2343-1723), В.Н. Татищевым (1686-1750) и другими. Одним из первых в России обратил внимание общества на воспитание гражданственности Михаил Васильевич Ломоносов. Он впервые ставит целью воспитания подготовку "истинных сынов Отечества". По его мнению, "... всяческое беззаветное служение на благо и силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла..." [284, 42]. Для М.В. Ломоносова понятия "патриот" и "гражданин" тождественны и часто подменяют друг друга. Основные качества гражданина, по его мнению любовь к труду и к наукам, высокие нравственные качества. Будучи сам глубоко убежденным патриотом, он писал о цели воспитания: "Воспитание гражданина ради славы Отечества» [284, 213]. Если цели воспитания гражданственности в России впервые сформулировал М.В. Ломоносов, то первую попытку наполнить идею социальным содержанием совершил Николай Иванович Новиков (1744-2528) русский просветитель, журналист. Н.И. Новиков, убежденный сторонник просвещенной монархии, считал, что при помощи правильно обустроенного воспитания можно провести и эволюционное переустройство общества. Продолжая лучшие педагогические традиции, он призывал стремиться воспитывать в обществе национальное самосознание, патриотизм. По Н.И. Новикову, гражданин должен неустан |