моносов, то первую попытку наполнить идею социальным содержанием, по нашему мнению, совершил Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.) русский просветитель и журналист. Н.И. Новиков, убежденный сторонник просвещенной монархии, считал, что при помощи правильно обустроенного воспитания можно провести и переустройство общества. Продолжая лучшие педагогические традиции, он призывал стремиться воспитывать в обществе национальное самосознание, патриотизм. По Н.И. Новикову, гражданин должен неустанно трудиться на благо Родины. На страницах издаваемых им журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец" и "Кошелек" он обличал "жестокосердие" и "порок, сильный и господствующий", показывая роль тружеников в жизни общества. Для другого русского писателя Л.Н. Радищева (1749-1802 гг.) слово "гражданин" также отождествляется со словом "патриот", он вкладывал в них однородные характеристики человека с ярко выраженным чувством собственного достоинства и отсутствием раболепия, с личной скромностью и трудолюбием. Л.Н. Радищев связывал цели воспитания с политическим строем в государстве. Признавая, что человек существо общественное, живущее в обществе себе подобных, он утверждал, что молодых людей необходимо воспитывать в стремлении к переустройству государства [244, С. 153-212]. Однако революционные призывы к переустройству общественной жизни были еще слабы и, по известным причинам, мало знакомы российской общественности и наоборот, по-прежнему преобладали идеи служения государю и Отечеству. Под ними и подразумевались гражданские обязанности: любовь к России, послушание государственной власти, выполнение своего служебного долга вот тот список добродетелей, которые необходимо воспитывать в подданных с юных лет. Так, под влиянием просветителей Франции, идей Французской революции оказались социально-педагогические взгляды декабристов. Отмечая изученность проблемы в отечественной исторической и педагогической литературе [123, 147, 172], подчеркнем, что: "основополагающей для декабристов являлась педагогическая идея воспитания патрио15 |
34 деятеля Феофана Прокоповича (1681 1736). Он использовал идею естественного права и общественного договора, вдохновленного, по его мнению, "божественным промыслом" [175]. Не упоминая в своих трудах понятие «воспитание», Ф. Прокопович, однако, заложил первый кирпич в Российской общественно-политической мысли о том, что " труд граждан на благо государства Российского непокладаючи быть должен". Будучи сторонником преобразований, он призывал не только поддерживать реформы, но и требовал участия граждан в общественных делах (несомненно, ни о каком законотворчестве со стороны граждан речь в те годы не шла). При всем этом Ф. Прокопович подчеркивал "взаимную заботу" царя и народа друг о друге и об Отчизне [175]. Идеи Ф. Прокоповича были подхвачены А.Д. Кантемиром (2343-1723), В.Н. Татищевым (1686-1750) и другими. Одним из первых в России обратил внимание общества на воспитание гражданственности Михаил Васильевич Ломоносов. Он впервые ставит целью воспитания подготовку "истинных сынов Отечества". По его мнению, "... всяческое беззаветное служение на благо и силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла..." [284, 42]. Для М.В. Ломоносова понятия "патриот" и "гражданин" тождественны и часто подменяют друг друга. Основные качества гражданина, по его мнению любовь к труду и к наукам, высокие нравственные качества. Будучи сам глубоко убежденным патриотом, он писал о цели воспитания: "Воспитание гражданина ради славы Отечества» [284, 213]. Если цели воспитания гражданственности в России впервые сформулировал М.В. Ломоносов, то первую попытку наполнить идею социальным содержанием совершил Николай Иванович Новиков (1744-2528) русский просветитель, журналист. Н.И. Новиков, убежденный сторонник просвещенной монархии, считал, что при помощи правильно обустроенного воспитания можно провести и эволюционное переустройство общества. Продолжая лучшие педагогические традиции, он призывал стремиться воспитывать в обществе национальное самосознание, патриотизм. По Н.И. Новикову, гражданин должен неустан 35 НО трудиться на благо Родины. Для А.Н. Радищева (1749-1802) слово "гражданин" также отождествляется со словом "патриот", он вкладывал в них одинаковые характеристики человека с ярко выраженным чувством собственного достоинства и отсутствием раболепия, с личной скромностью и трудолюбием. Писатель связывал цели воспитания с политическим строем в государстве [579, 213-225]. Признавая, что человек существо общественное, живущее в обществе себе подобных, он утверждал, что молодых людей необходимо готовить к жизни в данном обществе, при этом воспитывать у них стремление к переустройству государства [579]. Под влиянием просветителей Франции, идей Французской революции оказались социально-педагогические взгляды декабристов. Отмечая изученность проблемы в отечественной исторической педагогической литературе ([475], [531], [591] и др.), подчеркнем, что "основополагающей для декабристов является педагогическая идея воспитания патриота, "сына Отечества", способного служить общему делу, для которого знания необходимы, чтобы приносить пользу своей Родине» [317, 9]. Важным звеном патриотического воспитания декабристы считали родной язык, а любовь к Отечеству основой всей нравственности. Под гражданским воспитанием декабрист П.И. Пестель (1793 1826) понимал воспитание «совершенного человека». По его мнению, «совершенный» человек должен выполнять обязанности перед Богом, самим собой, обществом [591]. В конце 30-ых годов XIX века сформировались две культурноисторические альтернативные ипсолы: "славянофилы" и "западники". Славянофилы (К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.С. Хомяков) видели идеальное нравственное начало в крестьянской общине. Выступая против насилия, но считая монархию идеальной формой правления, они провозглшпали православие как фундамент в гармонизации всех способностей человека. С формированная министром народного просвещения С.С. Уварова официальная доктрина власти: |