педагогике начала века освещено в диссертационном исследовании О.И. Волжиной [63]. Мы придерживаемся ее мнения, что привлечение значительного количества источников позволило нам подробно осветить проблему и прийти к следующему выводу: "...опираясь на идеалистическую философию, с ярко выраженным религиозным подтекстом, эти ученые-педагоги проповедовали христианскую любовь к ближнему, стремились противопоставить революционному насилию принцип общечеловеческой христианской морали'1 [63, С. 65]. Революционные события 1917 года поставили вопрос о воспитании гражданственности с новой остротой, под другим углом зрения. В первые годы революции в разгоревшейся дискуссии на эту тему приняли участие не только профессиональные педагоги П,П. Блонский, К.Н. Вентцель, И.И. Иорданский, П.Ф. Каптерев и многие другие, но и профессиональные революционеры Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, М.Н. Покровский. Но, безусловно, во времена становления тоталитарного советского государства, когда инакомыслие признавалось как проявление контрреволюционности, ни о какой научной дискуссии не могло быть и речи. В педагогике уже в двадцатые ['оды главенствовала безальтернативная идеолог ия воинствующего коммунизма. Советская школа в этот период должна была воспитывать ребятобщественииков, не отделяющих свои интересы от интересов общества. Сторонником концепции воспитания общественников являлся и A.B. Луначарский (1875-1933) первый нарком просвещения. Он считан, что "...нужно из каждого гражданина сделать человека политически сознательного" [184, С. 231]. В трудах A.B. Луначарского содержатся положения о том, что сознательный гражданин это человек, носитель общеобразовательных и специальных знаний, разбирающийся во внешней и внутренней политике, в экономических и культурных проблемах, живущий интересами своего Отечества, умеющий их убежденно отстаивать. У первого наркома просвещения молодого государства были идеи воспитания гуманного отношения к людям на основе общечеловеческих ценностей, но пропущенные через призму ненависти к классовым врагам и идею борьбы за коммунизм и за освобождение и |
37 зицией. Яркими представителями официальной педагогики в начале XX века являлись К. Ельницкий, Е. Лозинский, К. Олесницкий. Эти ученые педагоги, опираясь на идеалистическую философию с ярко выраженным религиозным налетом, проповедовали христианскую любовь к ближнему, стремились противопоставить революционному насилию принцип общечеловеческой христианской морали. К примеру, М.А. Олесницкий рассматривал воспитание как «сознательное воздействие педагога на питомца», цель которого заключается в «помощи воспитаннику достичь той степени развития, при которой он осознавал бы свое человеческое назначение и имел желание и силы осуществить его на земле». Именно осознание и выполнение этого долга в земной жизни является главной характеристикой гражданина. Автор в рамки должествования возводит служение государству, послушание, трудолюбие, благочестие, терпение. Стремлением сохранить существующий общественный строй и противодействовать распространению революционных идей объясняется одностороннее использование официальной педагогикой идеи воспитания гражданина — только для определения направленности воспитания на проявление в человеке ответственности и долга, предписанного религией и государственной властью. С началом Первой мировой войны в российском обществе обострилась проблема приоритета «национального или общечеловеческого идеала», которую пришлось решать и российской педагогической мысли. Мировая трагедия выдвинула в России, как новый лозунг широкой жизни и педагогики лозунг «национального идеала». Например, П.П. Блонский считал, что дошкольное воспитание должно национализироваться и демократизироваться. В русской педагогике развернулась дискуссия о приоритете в воспитании национального или общечеловеческого. Революционные события 1917 года поставили вопрос о воспитании гражданственности с новой остротой. В первые годы революции в разогревшейся дискуссии приняли участие не только профессиональные педагоги П.П, Блонский, К,Н. Вентцель, И.И. Иорданский, П.Ф. Каптерев и многие другие, но и 38 профессиональные революционеры Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский. Безусловно, во времена становления тоталитарного государства, когда инакомыслие признавалось как проявление контрреволюционности, ни о какой научной дискуссии не могло быть и речи. В педагогике уже в двадцатые годы главенствовала безальтернативная идеология воинствующего коммунизма. Советская школа в этот период должна была воспитывать ребят-общественников, не отделяющих свои интересы от интересов общества. Сторонником данной концепции воспитания общественников являлся и А.В. Луначарский (1875-1933). Он считал, что "...нужно из каждого гражданина сделать человека политически сознательного" [287, 231]. В трудах А.В. Луначарского содержатся положения о том, что сознательный гражданин это человек, носитель общеобразовательных и специальных знаний, разбирающийся во внешней и внутренней политике, в экономических и культурных проблемах, живущий интересами социалистического Отечества, умеющий их убежденно отстаивать. Согласно исследованиям Д.С. Яковлевой [547], Л.В. Кузнецовой [352], уже в 1918 г. был определен новый официальный идеал личности коммунист, сформулирована главная задача воспитания граждан нового общества под "руководящей и направляющей" деятельностью коммунистической партии, а дело воспитания граждан стало делом коммунистической партии, организующей воспитание через детские и юношеские коммунистические организации. Идеологическому воздействию в воспитании граждан была противопоставлена идея «свободного воспитания» (П.П. Блонский [46], К.Н. Вентцель [585], СТ. Шацкий [524]). На страницах ведущих педагогических журналов того времени идея «свободного воспитания» была весьма актуальной. Подавляющее число известных российских педагогов не могли согласиться с партийно-государственным воспитанием, выступали против втягивания детей в политику, подмены нравственности политикой. Настаивали на необходимости воспитывать нравственные идеалы, развивать чувство достоинства человеческой |