ции к конкретным социально-экономическим и общественно-политическим отношениям. Соответствие мировоззрения, правосознания и поведения человека существующим в обществе отношениям, его моральным и правовым нормам создает необходимую внутреннюю устойчивость, прочный фундамент для нормального существования гражданина и развития его духовной сферы. Отсюда следует вывод, что сложившаяся теория и методика воспитания нацеливали на рассмотрение воспитания гражданина как на «заказ общества», т.е. на подготовку молодого человека к жизни в этом обществе [188]. Понимая сложность выработки общей программы воспитания личности будущего гражданина, A.C. Макаренко настойчиво говорил об обязательности «индивидуального корректива» в ней: «...мы всегда должны помнить, каким бы цельным ни представлялся для нас человек при широком обобщении, все же нельзя его считать совершенно однообразным явлением. Люди, в известной степени, представляют собой очень разносортный материал для воспитания, и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен». Таким образом, гражданин должен еще являться и творческой индивидуальностью, чтобы он мог, в полной мере реализуя все свои возможности и способности, трудиться на благо общества. В связи с этим А. С. М акаренко говорил об опасности страха перед человеческим разнообразием и стремлением всех подравнять и «подстричь под одну гребенку» «втиснуть человека в стандартный шаблон»: «Было бы неимоверным верхоглядством игнорировать человеческое разнообразие и вопрос о задачах воспитания стараться втиснуть в общую для всех словесную строчку» [188]. Считая воспитание гражданина основой для формирования целостности личности будущего человека социалистического типа, A.C. Макаренко отмечал ведущие аспекты в воспитании гражданина. Прежде всего, это должен быть: а) квалифицированный труженик, политически и экономически образованный, имеющий высокую общую культуру, б) ответственный за все свои действия перед коллективом и перед обществом, умеющий работать в коллективе, в) дисциплинированный, с оптимизмом смотрящий вперед, верящий в светлое будущее 22 |
40 лов воспитания XIX в., привела взаимоотношения между человеком и государством к жестокому исполнению партийной дисциплины и директив, к многочисленным обязанностям человека перед государством и партией. Отметим, что в советском обществе, особенно в обыденном сознании понятия «советское государство» и «партия» различались незначительно и фактически составляли единое целое. Идея воспитания гражданина является центральной и ведзоцей во многих трудах А.С. Макаренко (1888-1939). Считая, что воспитание человека всегда соответствует «заказу общества», он писал: «Мы должны воспитывать гражданина Советского Союза. В нашу великую эпоху мы должны воспитывать наиболее полноценного гражданина, достойного этой эпохи» [288, 29]. Считая воспитание гражданина основой для воспитания целостной личности будущего человека социалистического типа, А.С. Макаренко отмечал ведущие аспекты в воспитании гражданина. Прежде всего, это должен быть квалифицированный рабочий, политически грамотный, имеющий высокую культуру, образованный, умеющий работать в коллективе, дисциплинированный, верящий CBoei^ правительству и с оптимизмом смотрящий в будущее. Важнейшим гражданским качеством А.С. Макаренко называл ответственность. Он считал, что гражданин выступает, прежде всего, как член своего коллектива, общества, в котором личность стремится развивать все свои индивидуальные способности, при этом он указывал, что личность формируется в процессе постоянной адаптации к конкретным социально-экономическим и общественно-политическим отношениям. Соответствие мировоззрения, правосознания и поведения человека существующим в обществе отношениям, его моральным и правовым нормам создает необходимую внутреннюю устойчивость, прочный фундамент для нормального существования гражданина и развития его духовной сферы. Сложившаяся в 1930-50-е гг. теория и методика воспитания нацеливали на рассмотрение воспитания гражданина как «заказ общества», подготовку молодого человека к жизни в обществе. Значительный вклад в ргивитие воспитания гражданственности внес в |