Проверяемый текст
Кулматов, Тымарбек Шаарпекович. Недействительные сделки по гражданскому праву и правовые средства органов внутренних дел по их предотвращению (Диссертация 1996)
[стр. 52]

В п.2 ст.158 ГК РФ содержится указание на то, что придание юридической силы «поведению лица», из которой можно сделать вывод о его воле возможно только в отношении сделок, которые закон разрешает заключать устно.
Следовательно, если для сделки обязательна письменная форма, то заключать ее, «сделав вывод из поведения лица», уже нельзя.
Однако, применительно к приведенному правилу п.1 ст.160 ГК РФ устанавливает исключение для двух и многосторонних сделок.
Если сделка, совершение которой допускается в устной форме, может быть заключена любыми конклюдентными действиями, то для сделок, в отношении которых установлена обязательная письменная форма, допускается использование конклюдентного действия в том единственном виде, который предусмотрен п.З
ст.434 и п.З ст.438 ГК РФ.
Сходную с конклюдентными действиями роль может сыграть и молчание.
Но для этого необходимо, чтобы в законе или соглашении сторон содержалось прямое указание не просто на признание правового значения молчания, но и на его смысл (означает ли молчание «да» или «нет»).

Так, из ст.546 ГК РСФСР 1964 года вытекало, что наследник, который на протяжении шести месяцев не выразит согласия принять <■ наследство, признается отказавшимся от него (молчание «нет»).
В то же время возможно заключение договора, который предусматривает необходимость ежемесячных поставок товаров в определенном объеме, если покупатель не сообщит о своем отказе от их получения не позднее начала очередного месяца (молчание «да»).
Статья 279 ГК РСФСР 1964 года предусматривала более сложный случай, при котором правообразующее значение придавалось одновременно конклюдентным действиям одной из сторон в сочетании с молчанием другой.
Указанная статья считала договор имущественного найма,
<Г заключенный на какой-либо срок, продленным на неопределенное время, если наниматель продолжает пользоваться имуществом после истечения
[стр. 60]

* Соглашаясь с точками зрения по данному вопросу с вышеназванными авторами, нельзя согласиться с мнением Н.В.
Рабинович, утверждавшей, что едва ли представляется нужным выделить особо "молчание”, поскольку обычно придается одинаковое правовое значение как положительным действиям, так и бездействию, разновидностью которого является молчание.
К конклюдетным действиям относится и молчание в качестве знака согласия1.
Конклюдентные действия и молчание это не идентичные понятия.
Поэтому, следует признать обоснованным разграничение их в законе (п.
2 и 3 ст.
158 ГК РФ; п.
2 и 3 ст.
151 ГК РК) и придание молчанию значения изъявления воли только в случаях, предусмотренных законодательством.
В п.2 ст.
158 ГК РФ (п.
2 ст.
151 ГК РК) содержится указание на то, что придание юридической силы "поведению лица", из которой можно сделать вывод о его воле возможно только в отношении сделок, которые закон разрешает заключать устно.
Следовательно, если для сделки обязательна письменная форма, то заключать ее, "сделав вывод из поведения лица", уже нельзя.
Однако применительно к приведенному правилу п.
1 ст.
160 ГК РФ устанавливает исключение для двух и многосторонних сделок.
Если сделка, совершение которой допускается в устной форме, может быть заключена любыми конклюдентными действиями, то для сделок, в отношении которых установлена обязательная письменная форма, допускается использование конклюдентного действия в том единственном виде, который предусмотрен п.

3 ст.
434 и п.
3 ст.
438 ГК РФ.
Сходную с конклюдентными действиями роль может сыграть и молчание.
Но для этого необходимо, чтобы в законе или соглашении сторон содержалось прямое указание не просто на признание правового значения молчания, но и на его смысл (означает ли молчание "да" или "нет").

60 1951.
С.
76.
1 Рабинович Я.В.
Недействительность сделок и ее последствия.
Л..
1960.
С.
76.
I.


[стр.,61]

61 Так, из ст.
546 ГК РСФСР 1964 г.
вытекает, что наследник, который на протяжении шести месяцев не выразит согласия принять наследство, признается отказавшимся от него (молчание "нет").
В то же время возможно заключение договора, который предусматривает необходимость ежемесячных поставок товаров в определенном объеме,' если покупатель не сообщит о своем отказе от их получения не позднее начала очередного месяца (молчание -"да").
Статья 279 ГК РСФСР 1964 г.
предусматривала более сложный случай, при котором правообразующее значение придавалось одновременно конклюдентным действиям одной из сторон в сочетании с молчанием другой.
Указанная статья считала договор имущественного найма,
заключенный на какой-либо срок, продленный на неопределенное время, если наниматель продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора (конклюдентные действия) и при отсутствии возражений со стороны наймодателя (молчание).
В настоящее время сфера использования молчания как способа изъявления воли резко сузилась.
При этом изменилось и правовое значение молчания.
Если ранее при плановом хозяйстве основным принципом было "молчание да", то теперь все большее значение имеет другой вариант: молчание означает "нет".
Примером может служить ст.
445 ГК РФ, посвященная порядку заключения договора в обязательном порядке.
Эта статья имеет в виду ситуацию, когда сторона, для которой заключение договора обязательно, направляет предложение заключить договор, а в ответ получает составленный адресатом протокол разногласий, представляющий собой "акцепт на иных основаниях".
Если соответствующая сторона не согласна с позицией второй стороны, выраженной в протоколе разногласий, она должна сообщить об его отклонении.
При этом молчание на протяжении 30 дней с момента получения протокола разногласий приравнивается к его отклонению.
Сделка, для которой законом или соглашением сторон не предусмотрена обязательная письменная форма, может быть заключена устно.
Тем самым у лица, совершающего сделку, имеется свобода выбора между устной и письменной формами, а в пределах этой послед

[Back]