Проверяемый текст
Кулматов, Тымарбек Шаарпекович. Недействительные сделки по гражданскому праву и правовые средства органов внутренних дел по их предотвращению (Диссертация 1996)
[стр. 60]

попечителей (ст,26 ГК РФ), с согласия попечителей (п.1 ст.ЗО ГК РФ), однако, первые могут самостоятельно совершать сделки, предусмотренные п.2 ст.26 ГК РФ, а вторые только мелкие бытовые сделки.
В отличие от граждан, которые могут быть субъектами сделок в зависимости от наличия у них правои дееспособности, юридические лица всегда дееспособны, и их участие в сделках определяется характером и содержанием их специальной правоспособности.
Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями
деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
Таким образом, для действительных сделок необходимо, чтобы ее субъекты (субъект) обладали правоспособностью и необходимым для данной сделки объемом дееспособности.
В
четвертых, необходимо, чтобы содержание сделки соответствовало требованиям закона или иным правовым актам.
Законность содержания сделки является одним из основных условий ее действительности.
Именно поэтому законодательство (ст.168 ГК РФ)
объявляет безусловно недействительными (ничтожными) 'сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов.
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что сделка признается действительной и приводить к установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, на которые были направлены действия граждан и юридических лиц, если: 1) по своему содержанию она соответствует требованиям закона или иных правовых актов; 2) участники сделки в должной мере правосубъектны, то есть обладают
[стр. 78]

78 ст.
168, 169, 171-173, 175-177 ГК РФ; 158, 159 ГК РК).
Во-первых, как показывают и выводы сделанные автором в первом параграфе настоящего диссертационного исследования, необходимо, чтобы определенными качествами обладали субъекты, заключившие сделку.
Сделка это действие лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.
163 ГК РФ, ст.
147 ГК РК).
Поэтому совершить ее могут только лица, волевым действиям которых закон придает юридическое значение.
Такими являются правосубъектные (правои дееспособные) лица.
Следовательно, для того, чтобы сделка была действительной, необходимо, чтобы ее участники обладали правоспособностью и дееспособностью (ст.
17, 21 ГК РФ.
ст.
13, 17 ГК РК).
Сделки, совершенные лицом, признанным недееспособными, недействительны во всех случаях за исключением, когда они совершены к выгоде этого гражданина (ст.
171 ГК РФ; п.
5; 12 ст.
159 ГК РК).
Так же недействительны сделки, совершенные несовершеннолетними, не достигшими 14 лет (ст.
172 ГК РФ, п.
3 ст.
158 ГК РК), за исключением сделок, предусмотренных п.
2 и 3 ст.
172 ГК РФ, ст.23 ГК РК.
Закон (ст.
177 ГК РФ) признает недействительной и сделку, совершенную дееспособным лицом, но в момент ее заключения находившимся в таком состоянии, когда оно не могло понимать значения своих действий или руковолить ими.
Ограниченно дееспособные по возрасту (от 14 до 18 лет) могут совершать сделки лишь с согласия родителей, усыновителей или попечителей (ст.
26 ГК РФ; ст.22 ГК РК), с согласия попечителей (п.
1 ст.
30 ГК РФ; п.
1 ст.
27 ГК РК), однако, первые могут самостоятельно совершать сделки, предусмотренные п.2 ст.
26 ГК РФ;
п.2 ст.
22 ГК РК, а вторые только мелкие бытовые сделки.
В отличие от граждан, которые могут быть субъектами сделок в зависимости от наличия у них правои дееспособности, юридические лица всегда дееспособны, и их участие в сделках определяется характером и содержанием их специальной правоспособности.
Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями
деятельное

[стр.,79]

ти, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должно была знать о ее незаконности.
Таким образом, для действительных сделок необходимо, чтобы ее субъекты (субъект) обладали правоспособностью и необходимым для данной сделки объемом дееспособности.
Во-вторых,
необходимо, чтобы сделка была совершена в установленной законом или соглашением форме.
Недействительность сделки, как отмечалось в первом параграфе настоящего диссертационного исследования, при несоблюдении требуемой законом простой письменной и нотариапьной формы и требования о ее регистрации наступает только в тех случаях, когда такое последствие прямо указано в законе (п.
2 ст.
162, п.
1 ст.
165 ГК РФ; п.
2 ст.
153; п.
1 ст.158 ГК РК).
Такие же последствия наступают и в том случае, если стороны договорились заключить договор в определенной форме, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась (ст.
434 ГК РФ; ст.
394 ГК РК).
Когда же закон не содержит в себе прямых указаний не недействительность сделки вследствие несоблюдения сторонами соответствующей формы, стороны лишаются права, в случае спора, ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания (п.
1 ст.
162 ГК РФ; п.
1 ст.
153 ГК РК).
Однако, они не лишаются права приводить письменные и другие доказательства.
В-третьих, необходимо , чтобы воля субъектов сделки формировалась в нормальных условиях, а волеизъявление соответствовало их внутренней воле.
Сделка является волевым актом, в котором следует различать, как уже отмечалось выше, два элемента: волю (субъективный) и волеизъявление (объективный).
Оба эти элемента равнозначны и совершенно необходимы и только в их единстве заложена сущность сдел79

[стр.,80]

/ ки.
, * Чтобы сделка была действительной необходимо и полное соответствие волеизъявления и внутренней воли.
При существенном несоответствии между внутренней волей и волеизъявлением наступают условия, при которых сделка может быть или должна быть признана недействительной.
Таким образом, если внутренняя воля, направленная на совершение сделки, формируется ненормально или если волеизъявление не соответствует внутренней воле считается, что сделка страдает пороками воли.
В-четвертых, необходимо, чтобы содержание сделки соответствовало требованиям закона или иным правовым актам.
Законность содержания сделки является одним из основных условий ее действительности.
Именно поэтому законодательство (ст.
168 ГК РФ;
ст.
158 ГК РК) объявляет безусловно недействительными (ничтожными) сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов.
Таким образом можно
прийти к выводу, что сделка признается действительной и приводит к установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, на которые были направлены действия граждан и юридических лиц, если: 1) по своему содержанию она соответствует требованиям закона или иных правовых актов; 2.) участники сделки в должной мере правосубъектны, т.е.
обладают правоспособностью и необходимым для данной сделки объемом дееспособности; 3) воля субъектов сделки формировалась в нормальных условиях, на нее не оказывалось постороннее влияние, извращающее ее содержание, т.е.
субъекты обладают свободной волей.
Между внутренней волей и волеизъявлением нет противоречий, т.е.
содержание внутренней воли передано посредством волеизъявления без каких-либо искажений', 4) волеизъявление выражено субъектами в требуемой законом или соглашением форме, а в случаях предусмотренных зако-* ном и зарегистрировано.
Только совокупность всех четырех условий обеспечивает действительность сделки.
Если хотя бы одно из этих условий окажется нарушенным, то это обстоятельство влечет за собой недействитель80

[Back]