Проверяемый текст
Нечипас, Юлия Викторовна; Эволюция аграрной политики СССР в 1945-1984 гг. (Диссертация 2005)
[стр. 117]

Главскототкорма, которые выполнили план привеса скота на откорме только на 95,2% и не выполнили планы накоплений и платежей в бюджет264.
В Российской Федерации на 1 января 1964 г.
имелось 4147 отстающих колхозов, что составляет 23,5 % от общего числа колхозов, имевшихся в республике, и значительная их часть находилась в поволжском и приуральском регионах.
Удельный вес отстающих колхозов по числу работающих трудоспособных колхозников, земельной площади посевов, стоимости основных средств, количеству тракторов в 15-сильном исчислении во всех колхозах составлял 17-19 %.
Колхозы Поволжья в 1963 г.
произвели зерна 12, картофеля 17, овощей 6, сахарной свеклы 8, молока 16 и мяса 14 % от производства этих продуктов всеми колхозами республики.
В фонде оплаты труда колхозников их удельный вес составил в 1963 г.
13 %265.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что экономически слабые колхозы серьезно отставали в производстве продукции.
Помимо названной ранее главной причины наличия большого количества отстающих хозяйств в аграрной сфере, назовем и другую снижение материальной заинтересованности колхозников ввиду низкого уровня оплаты их труда.
Таким образом, сельскохозяйственное производство, в том числе его ведущая зерновая отрасль, в годы семилетки как по объективным, так и по субъективным причинам, все больше отставало от потребностей населения, не могла удовлетворить и нужды животноводства в кормах.
Зерновая проблема, о решении которой Хрущев опрометчиво объявил в конце 1958 г., вновь обострилась.
Возник и стал углубляться продовольственный кризис.
В
конце 1963 начале 1964 гг.
Хрущев осознал, что из тупиков аграрной политики можно выйти только на основе возвращения к курсу сентябрьского пленума 1953 г.
В феврале 1964 г., выступая с докладом на совещании руководящих работников партийных, советских и сельскохозяйственных органов,
он подчеркнул большое значение постановлений 1955 и 1956 гг.
о введении нового порядка планирования и расширении прав колхозников.

Хрущев также обратил внимание на то, что в
264ГАРФ.
Ф.616.
Оп.З.
Д.
145.
Л.37.
265ГАРФ.
Ф.259.
Оп.45.
Д.
1681.
Л.
13.
117
[стр. 210]

210 промышленного комплекса, втягивание СССР, несмотря на многочисленные миротворческие заявления Хрущева, в гонку вооружений.
На склоне жизни Хрущев все же был вынужден признать, что форсированное ракетостроение в стране имело и свои «отрицательные стороны», поскольку «зря выбрасывало деньги из бюджета и истощало наши финансовые возможности»292.
Таким образом, сельскохозяйственное производство, в том числе его ведущая зерновая отрасль, в годы семилетки как по объективным, так и
но субъективным причинам, все больше отставало от потребностей населения, не могла удовлетворить и нужды животноводства в кормах.
Зерновая проблема, о решении которой Хрущев опрометчиво объявил в конце 1958 г., вновь обострилась.
Возник и стал углубляться продовольственный кризис.
В конце 1963 начале 1964 г, Хрущев осознал, что из тупиков аграрной политики можно выйти только на основе возвращения к курсу сентябрьского пленума 1953 года.
В феврале 1964 года, выступая с докладом на совещании руководящих работников партийных, советских и сельскохозяйственных органов, он подчеркнул большое значение постановлений 1955 и 1956 гг.
о введении нового порядка планирования и расширении прав колхозников.
Хрущев также обратил внимание на то, что в
ЦК партии и Совет Министров СССР поступают письма председателей колхозов, специалистов, рядовых колхозников, свидетельствующие о том, что местные органы в последнее время грубо парушают эти 292 См.: Нежинский JI.H., Челышев И.Л.
Проблемы внешней политики; Быстрова И.В.
Развитие военно-промышленного комплекса.
СССР и холодная война.
М., 1995.
Гл.
2, 6.


[стр.,338]

338 никогда не был против освоения целины, хотя Хрущев меня обвинял главным противником целины.
Но я с самого начала был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах, а не в таких громадных, которые нас заставили огромные средства вложить, нести колоссальные расходы вместо того, чтобы в обжитых районах поднимать то, что уже готово.
А ведь иначе нельзя...
Я предлагал деньги вложить в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно»156.
В 1953-1964 гг.
самый интенсивный в отечественной истории период аграрного реформирования и радикальной смены ориентиров сельскохозяйственного развития.
Целина, «кукурузная лихорадка» яркое подтверждение непродуманное™ и излишней поспешности Хрущева-реформатора, чья увлеченность новыми идеями, граничившая со страстью или даже фанатизмом, делала бесперспективными даже весьма своевременные начинания.
В данном субъективном факторе, основанном на личных качествах Председателя Совета Министров СССР, одна из причин провала экономических реформ.
В работе показано, что сельскохозяйственное производство, в том числе его ведущая зерновая отрасль, в 1Х)ды семилетки как по объективным, так и по субъективным причинам, все больше отставало от потребностей населения, не могло удовлетворить и нужды животноводства в кормах.
Зерновая проблема, о решении которой Хрущев опрометчиво объявил в конце 1958 г., вновь обострилась.
Возник и стал углубляться продовольственный кризис.
В
копце 1963 начале 1964 г.
в правительстве появилось 4WСто сорок бесед с Молотовым.
Из дневника Ф.
Чуева.
М.
1991, С.
346347.


[стр.,339]

339 понимание того, что из тупиков аграрной политики можно выйти только на основе возвращения к курсу сентябрьского пленума 1953 года.
В феврале 1964 года, выступая с докладом на совещании руководящих работников партийных, советских и сельскохозяйственных органов,
Н.С.
Хрущев подчеркнул большое значение постановлений 1955 и 1956 гг.
о введении нового порядка планирования и расширении прав колхозников.

В работе проанализированы письма председателей колхозов, специалистов, рядовых колхозников, свидетельствующие о том, что органы власти в 1950-1960-е гг.
навязывали колхозам планы сева по культурам, структуру посевных площадей, чем полностью уничтожали инициативу колхозников на местах.
Борьба с подобными явлениями привела к формированию нового курса аграрной политики, который был окончательно определен и обоснован на двух последних «сельскохозяйственных» пленумах, прошедших под руководством Хрущева.
Первый, в декабре 1963 года, посвященный ускоренному развитию химической промышленности как важнейшему условию подъема сельскохозяйственного производства и роста благосостояния народа; второй (своего рода знаковый) в феврале 1964 года, на котором в комплексе рассматривались меры по интенсификации сельскохозяйственного производства (применение удобрений, развитие орошения, комплексной механизации, внедрение достижений науки и передового опыта).
В 1960-е гг.
в правительстве было четко определено, что интенсификация это генеральное направление в подъеме сельскохозяйственного производства, столбовая дорога развития производительных сил.
Она основывалась на трех составляющих комплексной механизации, мелиорации и химизации сельского

[Back]