Проверяемый текст
Нечипас, Юлия Викторовна; Эволюция аграрной политики СССР в 1945-1984 гг. (Диссертация 2005)
[стр. 78]

дало правом полного и бесконтрольного распоряжения хлебом.
И даже та часть зерна, которая оставалась в хозяйствах, шла не на нужды колхозников, а на непрерывность поставок.
Спускаемый сверху план на урожай, подкрепленный очередным постановлением, немедленно принимал силу закона, обязательного к неукоснительному исполнению всеми от рядового председателя колхоза до партийного работника высшего ранга.
В 1948 г.
Совет Министров СССР установил порядок, при котором план урожайности доводился до республик, областей и районов двойным показателем, а в районах до колхозов одним показателем.
Это давало возможность подтягивать отстающие районы и колхозы и не сдерживать передовиков; в колхозе план урожайности до бригад и звеньев доводился также одним показателем с таким расчетом, чтобы общая сумма планов бригад и звеньев давала среднюю урожайность по колхозу.
Отсталость развития сельского хозяйства объясняется неверной системой определения урожайности сельскохозяйственных культур в колхозах.
Существовали различные ее способы от определения «на глаз» ожидаемого урожая на корню председателем колхоза и счетоводом, до органов Министерства заготовок, основываясь на данных межрайонных инспекторов.
В конечном итоге колхозы вынуждены были иметь дело с тремя показателями по валовому сбору: оприходованное зерно бункерным весом, чистый вес за вычетом мёртвых отходов, все зерна с учетом государственных кондиций.
Все три показателя имели для колхоза практическое значение.
Для правильной оценки деятельности правления колхоза целесообразно было иметь несколько иные три показателя урожайности: государственный план, установленный государством размер урожая и фактический сбор урожая с 1 гектара.
Сущность этого явления, получившего название «одногектарничества», заключалась в закреплении за отдельными колхозниками одного гектара земли, за обработку которого они несли ответственность.
Погектарный принцип исчисления обязательных поставок государству зерна и риса устанавливался с 1940 г.
«Одногектарники» не были связанны с бригадами и звеньями и использовали
78
[стр. 113]

113 Реализация указа деформировала сложившийся уклад крестьянской жизни и взаимоотношений.
Дело в том, что решение о выселении должны были принимать общие собрания колхозников.
По сути люди соучаствовали в репрессиях.
Лишь затем общественные приговоры утверждались в исполкомах районного совета.
Выселение производилось сроком на 8 лет, с возможностью ходатайства о возвращении на место жительства по истечении пяти лет.
Ужесточение трудовой дисциплины преследовало дальнюю цель еще большей централизации колхозной системы.
В этом смысле интересно проследить за борьбой властей с альтерпативными формами ведения хозяйства, не укладывавшимися в рамки коллективной обработки земли.
В 1947-1948 гг.
в некоторых колхозах страны стала распространяться новая форма организации труда, получившая название «одногектарничества».
Сущность этого явления заключалась в закреплении за отдельными колхозниками одного гектара земли, за обработку которого они несли ответственность.
«Одногектарники» не были связанны с бригадами и звеньями и использовали
тягло и транспорт по своему усмотрению.
Несмотря на повысившуюся производительность труда «одногектарничество» подверглось ожесточенной критике на разных уровнях советского агитационного аппарата, считалось, что этот принцип может сформировать частнособственническую психологию.
В исследовании В.Н.
Еремеева «Колхозный трудодень» утверждалось, что «одногектарничество» разваливает бригады и звенья, «сводит на нет их роль, как основных форм

[Back]