Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 20]

20 цирующая роль политической власти, собственности, организации и управления, культуры.
В частности, проблема элиты тесно связана с проблемой разделения труда в обществе, элементом которой является дифференциация общества на руководителей (их всегда меньшинство) и руководимых.
Это в определенной степени коррелируется с биологическими, психологическими и иными различиями между людьми, из которых отнюдь не
вес могут быть руководителями, организаторами.
Психологи считают, что таковых
веет несколько процентов.
Казалось бы, проблема решаема естественным образом, гармонично.
Достаточно тривиальная констатация того, что люди не равны по своим психофизическим данным, что только небольшой процент их имеет склонность к организаторской деятельности, причем разделение труда приводит к выделению на роль организаторов меньшинство, а на роль
исполнителей большинство населения все это видится ключом к оптимальной социальной организации.
Однако тут возникает слишком много «но».
Прежде всего, люди, занимающие руководящие общественные позиции, как правило, требуют для себя привилегированного положения.
Кроме того, они обычно стремятся к тому, чтобы захватить как можно больше власти
и уйти от контроля масст Следует подчеркнуть, что элитарные концепции явились отражением объективного исторического процесса, в котором прогрессивные изменения инициировались прежде всего творческим меньшинством общества.
Их возникновение относится к ранним этапам человеческой истории.
Низкий уровень развития производительных сил общества заставлял людей трудиться на пределе своих возможностей, почти не оставляя им свободного времени, без которого не может реализовываться
свободное развитие человека.
В классической политической элитологии, созданной усилиями Г.
Моска, В.
Парето, Р.
Михельса и их последователей, в составе политических элит выделялись, прежде всего, властвующие группы, положение кото
[стр. 227]

революционном кризисе 1917 года, постсоветский — в кризисе 1991 года1.
Проблема элиты — важный аспект проблемы субъекта исторического процесса.
На вопрос, кто является субъектом истории, может быть дан самый общий ответ — люди.
Но он нас не удовлетворит именно в силу этой общности.
Ведь на деле этот объект весьма дифференцирован.
Не все люди одинаково «субъектны», некоторые пассивны, некоторые выступают не двигателем, а тормозом социального прогресса.
Это относится и к различным классам и социальным группам.
Разные люди, разные сегменты общества обладают разным уровнем пассионарности.
Проблема элиты тесно связана с проблемой разделения труда в обществе, элементом которой является
дифференция общества на руководителей (их всегда меньшинство) и руководимых.
Это в определенной степени коррелируется с биологическими, психологическими и иными различиями между людьми, из которых отнюдь не
все могут быть руководителями, организаторами.
Психологи считают, что таковых
всего несколько процентов.
Казалось бы, проблема решаема естественным образом, гармонично.
Достаточно тривиальная констатация того, что люди не равны по своим психофизическим данным, что только небольшой процент их имеет склонность к организаторской деятельности, причем разделение труда приводит к выделению на роль организаторов меньшинство, а на роль
исполнителен — большинство населения — все это видится ключом к оптимальной социальной организациии.
Однако тут возникает слишком много «но».
Прежде всего, люди, занимающие руководящие общественные позиции, как правило, требуют для себя привилегированного положения.
Кроме того, они обычно стремятся к тому, чтобы захватить как можно больше власти,
уйти от контроля масс, что прсдстав1 Elites, Crises, and the Origins o f Regimes, ed.
by D ogan V.
and Migley J., N.Y ., O xford, 1998, p.
3, 4.
228

[стр.,228]

ляет опасность для общества.
По-видимому, подлинное решение этой проблемы — оптимизация отношений элиты и масс.
Разумная политика может быть в самом общем виде определена как направленность на уменьшение энтропии в обществе.
Кто является субъектом и инициатором такой политики? Можно предположить, что им являются народные массы, объективно заинтересованные в такой политике.
Однако вряд ли возможно представить себе, что оптимальная политика, направленная на прогрессивные социальные преобразования, например, на модернизацию общества, будет выработана непосредственно народными массами.
Хорошая идея не может придти в голову сразу миллионам людей.
Сначала она приходит в голову одному или немногим людям и только потом, при благоприятных обстоятельствах, может овладеть умами миллионов людей.
Таким образом, инициатором такой политики обычно является элита (либо стоящая у власти, либо, чаще, потенциальная элита (контралита).
В этом — ее роль как важнейшего элемента в структуре субъекта социально-политического процесса.
Понимание этого особенно важно в свете исторического опыта XX века, который показал, что массы часто оказываются носителями политических процессов, которым больше подходит понятие энтропийных.
Они порой оказываются носителями движений отнюдь не демократических, порой тоталитарных (большевизм, фашизм, маккартизм, пужадизм, перонизм, исламский фундаментализм и т.
п.).
Элитарные концепции явились отражением объективного исторического процесса, в котором прогрессивные изменения инициировались прежде всего творческим меньшинством общества.
Их возникновение относится к ранним этапам человеческой истории.
Низкий уровень развития производительных сил общества заставлял людей трудиться на пределе своих возможностей, почти не оставляя им свободного времени, без которого не может реализовываться
свобод229

[Back]