Проверяемый текст
Старостин, Александр Михайлович; Эффективность деятельности административно-политических элит (Диссертация 2003)
[стр. 27]

27 один из идеологов «новых левых», Г.
Маркузе, отмечал1, что наука и техника превратились в капиталистическом обществе в новую форму идеологии; выступая в этой роли, наука и техника служат эффективным способом социального контроля, «репрессивного управления» индивидом.
Рассматривая капиталистическое общество как воплощение идеи технической рациональности, подчинившей себе все сферы жизнедеятельности общества и индивида, интеллектуалы увидели в технической интеллигенции, точнее, в той ее части, которую называют экспертами, профессионалами (т.е.
обладающей наиболее высоким уровнем знаний и квалификации), людей, которые проводят в жизнь эту идею и тем самым способствуют разрушению человеческой личности.
Человек в таких жестких условиях растворяется в окружающей среде, становится неодушевленным предметом, пассивно выполняющим предписания техницистской оптимальности.
Естественно, что со стороны интеллектуалов оценка профессиональной и бюрократической части научно-технической интеллигенции была негативной.
Но в то же время и с позиций научно-технической интеллигенции та форма протеста, в которой
выразилось движение «левых», также была оценена отрицательно.
Таким образом, обе эти группы интеллигенции были не удовлетворены позицией друг друга.
В конце 60-х начале 70-х гг.
наметился спад радикального движения, который и породил кризис и неустойчивость в понимании роли интеллектуалов для западного общества..Надежда на интеллектуалов как радикальную силу не
вполне оправдалась.
С другой стороны, в это же время либеральные технократические
построения продолжает концепция постиндустриального общества,, которая вместо менеджера выдвинула на первый план ученого, исследоэателяпрофессионала.
Именно эта концепция явилась своеобразной попыткой обобщения раздумий западных ученых о судьбе научно-технической интеллигенции, ее роли и месте в западном обществе.

1См.: Маркум Г.
Одномерный человек.
М .
1994.
[стр. 40]

шения социальных проблем в начале, как уже говорилось выше, сделал фигуру менеджера центральной.
60—70-е годы наиболее сложны в оценке интеллигенции.
С одной стороны, это период мощных всплесков леворадикального движения, когда основные надежды связывались главным образом с гуманитарной частью интеллигенции.
На этой стадии леворадикальное движение интеллектуалов приобрело специфическую форму протеста против технократии не только как определенной ^оциальнШ"1руппы й~социально-организационнойНцелостности, но и как определенного типа сознания.
Интеллектуалы на этом этапе выступили против науки и техники и научно-технического прогресса вообще, увидев в нем источник обезличивания, бездуховности, отчужденности индивида в капиталистическом обществе.
Так, один из идеологов «новых левых», Г.
Маркузе, отмечал1 , что наука и техника превратились в капиталистическом обществе в новую форму идеологии; выступая в этой роли, наука и техника служат эффективным способом социального контроля, «репрессивного управления» индивидом.
Рассматривая капиталистическое общество как воплощение идеи технической рациональности», подчинившей себе все сферы жизнедеятельности общества и индивида, интеллектуалы увидели в технической интеллигенции, точнее, в той ее части, которую называют экспертами, профессионалами (т.е.
обладающей наиболее высоким уровнем знаний и квалификации), людей, которые проводят в жизнь эту идею и тем самым способствуют разрушению человеческой личности.
Человек в таких жестких условиях растворяется в окружающей среде, становится неодушевленным предметом, пассивно выполняющим предписания техницистской оптимальности.
Естественно, что со стороны интеллектуалов оценка профессиональной и бюрократической части научно-технической интеллигенции была негативной.
Но в то же время и с позиций научно-технической интеллигенции та форма протеста, в которой
1 См.: Марк-узе Г.
Одномерный человек М.
1994.


[стр.,41]

выразилось движение «левых», также была оценена отрицательно.
Таким образом, обе эти группы интеллигенции были не удовлетворены позицией друг друга.
В конце 60-х — начале 70-х гг.
наметился спад радикального движения, который и породил кризис и неустойчивость в понимании роли интеллектуалов для западного общества.
Надежда на интеллектуалов как радикальную силу не
оправдалась.
С другой стороны, в это же время либеральные технократические
построёнШГ продолжает концепция постййдустриадьного "общества, которая вместо менеджера выдвинула на первый план ученого, исследователяпрофессионала.
Именно эта концепция явилась своеобразной попыткой обобщения раздумий западных ученых о судьбе научно-технической интеллигенции, ее роли и месте в западном обществе.

Впрочем, нужно указать на довольно значительные различия в оценке последствий «интеллектуальной революции» со стороны ученых разных идеологических ориентации: либералов, неоконсерваторов.
Так, известный американский неоконсервативный социолог С.
Липсет выделял несколько групп, составляющих новый класс.
«Небольшая группа «созидающих» интеллектуалов, в чьем принципиальном ведении нововведения, знания, искусство и символы»'.
К этой группе Липсет относил ученых, философов, артистов, писателей, ведущих редакторов и журналистов и т.д.
Эта группа «создает» культуру, формирует общественное мнение.
Другая группа интеллектуалов распределяет культурные ценности и знания.
Сюда Липсет относил учителей, клерков, репортеров и т.
д.
Качественно отличной от предыдущих групп является группа «критических интеллектуалов», по характеру своей деятельности состоящая из творческих личностей.
Более детальную картину нового класса давал Д.
Белл.
Он выделил в составе нового класса семь категорий: 'The New Class? N.Y.
1976.
Р 137.
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

[Back]