Проверяемый текст
Жидких Владимир Александрович. Российский Федерализм: эволюция, проблемы и перспективы развития (Диссертация 2009)
[стр. 95]

Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий, принятый в марте 1992 года, закрепил в своих положениях предметы ведения каждой из сторон, и провозгласил принцип самостоятельного их осуществления органами государственной власти.
Следующим шагом по формированию системы разграничения полномочий стало принятие Конституции Российской Федерации, в которой закреплены принципы федеративного устройства государства, в том числе общий для всех субъектов Российской Федерации перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вне зависимости от их статуса.

В договорный этап разграничения полномочий, в России, с 1994 по
1998 гг., было заключено 42 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Договоры допускали перераспределение предметов ведения и полномочий, установленных в Конституции Российской Федерации, что позволило решать ряд внутриполитических проблем, но усугубляло асимметрию федеративного устройства и диспропорции
в развитии регионов, происходил процесс децентрализации властных полномочий.
11опытки урегулировать процедуру заключения таких договоров предпринимались неоднократно, но наталкивались на солидарное противодействие Президента Б.Ы.
Ельцина и глав регионов, прежде всего республик, рассматривавших эти договоры именно как договоры между
Президентом России и главой региона.
Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» в марте 1999 года Президент отклонил, не согласившись с положением об обязательной процедуре одобрения договоров Советом Федерации.
После дополнительных
95
[стр. 94]

94 регионами.
Эти договоры знаменуют собой начало федеративной реформы.
Попытки урегулировать процедуру заключения таких договоров предпринимались неоднократно, но наталкивались на солидарное противодействие Президента Б.Н.
Ельцина и глав регионов, прежде всего республик, рассматривавших: эти договоры именно как договоры между
главой региона и Президентом России.
Закон «О принципах и порядке раз!раничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» в марте 1999 года Президент отклонил, не согласившись с положением об обязательной процедуре одобрения договоров Советом Федерации.
После дополнительных
согласований важнейший закон все же был принят и подписан Президентом 24 июня 1999 года.1 Начавшаяся реформа характерна двумя главными составляющими.
Первая.
Коррекция ключевых федеративных отношений, связанных с вопросами разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации, особенно в сфере совместной компетенции.
Вторая.
Построение так называемого экономического федерализма, вбирающего в себя всю совокупность экономических взаимоотношений между существующими уровнями федерации (межбюджетные, налоговые отношения; оказание экономической помощи регионам, перераспределение материальных средств, выравнивание экономических потенциалов субъектов Федерации и т.п.).
В основополагающих правовых актах распределение компетенций и ответственности между Центром и субъектами Федерации с самого начала См.: О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: ФЗ от 24 июня 1999 года // СЗ РФ.
1999.
№26.
Ст.
3176.


[стр.,116]

116 В ходе проведения административной реформы были уточнены функции федеральных органов исполнительной власти.
Это повлекло соответствующую корректировку функций исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что выразилось в принятии мер по внедрению административных и иных регламентов деятельности структурных подразделений, механизмов управления, ориентированных на конечный результат.
При современном состоянии федеративных отношений важным становится выработка механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти, отражающих степень централизации и децентрализации власти в Российской Федерации.
Важным показателем этой степени и сфере федеративных отношений являются избранная модель разграничения полномочий между уровнями публичной власти.
Данный принцип был заложен вФедеративном договоре о разграничении предметов ведения и полномочий, принятом в марте 1992 года, положения которого закрепили предметы ведения каждой из сторон и провозгласили принцип самостоятельного их осуществления органами государственной власти.
Следующим шагом по формированию системы разграничения полномочий стало принятие Конституции Российской Федерации, в которой закреплены принципы федеративного устройства государства, в том числе общий для всех субъектов Российской Федерации перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вне зависимости от их статуса.

Конституция Российской Федерации определила предметы исключительного ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом на тот момент остался открытым вопрос о полномочиях органов

[стр.,117]

117 государственной власти Российской Федерации н субъектов Российской Федерации по осуществлению полномочий по предметам совместного г ведения.
Не был определен и способ осуществления этих полномочий.
В договорный этап разграничения полномочий, в России, с 1994 по
I 1998 гг., было заключено 42 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Договоры допускали перераспределение предметов ведения и полномочий, установленных в Конституции Российской: Федерации, что позволило решать ряд внутриполитических проблем, но усугубляло асимметрию федеративного устройства и диспропорции
к развитии регионов, то есть происходил процесс децентрализации властных полномочий.
Впоследствии проведенные преобразования по укреплению государственности свели на нет значение договоров1 ; о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательно этот механизм был сохранен, но суть договоровсущественно изменилась.
Начался новый качественный этап укрепления государственной власти, ее централизации.
В период с 21 декабря 2001 года по 20 мая 2003 года было прекращено действие 33 Договоров с 34 субъектами Российской Федерации.
К январю 2005 года сохранили действие 9 Договоров с 12 субъектами Российской Федерации.
В соответствии со Ст.
5 Федерального закона от 4 июля 2003 г.
№ 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»'.
1 См.: СЗ РФ.
1999.
№ 42.
Ст.
5005; 2000.
№31.
Ст.
3205; 2003.
№ 27.
Ст.
2709.

[Back]