Проверяемый текст
В.М. Калинин. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих. (По материалам диссертационного исследования) Москва – 2001.
[стр. 134]

Эрделевский, можно исходить из его базисного размера, равного заработку физического лица за 10 лет при заработке в 6 МРОТ .
Подобный подход, действительно, может «упростить» работу судебных органов, но не ясно, будет ли отвечать существу компенсации
душевного вреда? Представляется, что нет.
Размер компенсации
душевного вреда не может исчисляться «по шаблону» это уже противоречит гражданскому законодательству (ст.
1115 ГК РТ), так как не учитываются индивидуальные особенности потерпевшего.
Размер компенсации
душевного вреда не может быть поставлен в зависимость от среднего заработка (за 10 лет, минимальных расчетных показателей), что по своей сути противоречить положение ст.
15 ГК РТ о возмещении убытков и недопустимо, так как для защиты имущественных потерь вследствие причинения вреда здоровью предусмотрен специальный способ защиты возмещение утраченного заработка (ст.
1101 ГК РТ).
Исходя из сущности душевного вреда, причиненного военнослужащему вследствие умаления его нематериальных благ (жизни или здоровья), размер его компенсации может определяться только судом и только применительно к конкретным субъектам деликтных обязательств, когда потерпевшим (военнослужащим или иными лицами) заявлено требование о компенсации душевного вреда.
Данный вывод подтверждает проведенный автором анализ судебной практики по реализации военнослужащими и членами их семей права на компенсацию
душевного вреда вследствие причинения вреда жизни или здоровью военнослужащих.
Разная форма компенсации так называемого морального вреда определена в законодательстве Республике Таджикистан.
Если ч.
1 ст.
171 ГК РТ предусмотрена денежная форма его компенсации, то в соответствии с п.
2 Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с См.: Эрделевский А.М.
Компенсация морального вреда в России и за рубежом.
М.: Издательство группа ФОРУМ ИНФРА М, 1997.
С.
133.
134
[стр. 125]

С введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ изменились способы компенсации морального вреда.
Реализация субъективного права военнослужащего на компенсацию морального вреда в денежной форме возможна только в судебном порядке.
Согласно ст.
1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных военнослужащему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда и индивидуальных особенностей военнослужащего.
В науке гражданского права, в частности А.М.
Эрделевским, предлагалось определять размер морального вреда, подлежащего компенсации при причинении физических и нравственных страданий вследствие повреждения здоровья, с учетом коэффициента степени вины причинителя, индивидуальных особенностей потерпевшего и коэффициента заслуживающих внимания обстоятельств.
При исчислении размера компенсации морального вреда, считает А.М.
Эрделевский, можно исходить из его базисного размера, равного заработку физического лица за 10 лет при заработке в 6 МРОТ1 .
Подобный подход, действительно, может «упростить» работу судебных органов, но не ясно, будет ли отвечать существу компенсации
морального вреда? Представляется, что нет.
Размер компенсации
морального вреда не может исчисляться «по шаблону» – это уже противоречит гражданскому законодательству (ст.
1101 ГК РФ), так как не учитываются индивидуальные особенности потерпевшего.
Размер компенсации
морального вреда не может быть поставлен в зависимость от среднего заработка (за 10 лет, например), что по своей сути повторяет положение ст.15 ГК РФ о возмещении убытков и недопустимо, так как для защиты имущественных потерь вследствие причинения вреда здоровью предусмотрен специальный способ защиты – возмещение утраченного заработка (ст.
1085 ГК РФ).
Исходя из сущности морального вреда, автор считает, что размер компенсации морального вреда, причиненного военнослужащему вследствие умаления нематериальных благ (жизни или здоровья), может определяться только судом и только применительно к конкретным субъектам деликтных обязательств, когда потерпевшим (военнослужащим или иными лицами) заявлено требование о компенсации морального вреда.
Данный вывод подтверждает проведенный автором анализ судебной практики по реализации военнослужащими и членами их семей права на компенсацию
морального вреда вследствие причинения вреда жизни или здоровью военнослужащих.

[Back]