ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ По итогам исследования проблем возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих сформулированы следующие выводы и предложения: 1. Жизнь и здоровье ГК РТ обозначены как нематериальные блага (п. 1 ст.170) и как обекты гражданских п рав (ст. 140 ГК РТ). Такая позиция законодателя представляется нам абсолю тно правильной. В юридической литературе, однако, высказано мнение о том, что было бы более коректным неимущественные блага представлять не как объекты гражданских прав, а в качестве элементов, формирующих правовой статус субъектов граж данских прав с отражением их в положениях о лицах, а не в положениях об обектах гражданских прав» (Лапач В.А.). Такая постановка автором вопроса представляется нам не совсем корректной. Под правовым статусом принято считать совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности субъектов, граж данских прав. Следовательно, элементами, формирующими правовой статус субъектов гражданских прав являются не жизнь, не здоровье и н е другие нематериальные блага, а права на эти нематериальные блага. Исходя из изложенного, считаем целесообразным исключить права на нематериальные блага, к числу которых относится и право на жизнь и здоровье из ст.170 ГК РТ, посвящ енной нематериальным благам, а также из текста ст.140 ГК РТ, в которой перечислены объекты гражданских прав, с последующим: их отражением в нормах и положениях ГК РТ о субъектах гражданского права. 2. В обществе происходит постоянное взаимодействие людей друг с другом, а также с объектами материального мира, интенсивность которого нередко, приводит к нарушению их личных неимущественных прав и чтобы устранить неблагоприятные последствия нарушения этих прав, 137 |
В обществе происходит постоянное взаимодействие людей друг с другом, а также с объектами материального мира. Интенсивность этого взаимодействия нередко приводит к нарушению общественных отношений и состояний, связанных с деятельностью граждан и организаций. Устойчивые состояния, обусловленные жизнедеятельностью человека и характеризующиеся относительно продолжительным существованием, например, жизнь или здоровье, а также состояния, обладающие способностью периодически повторяться, такие как героизм, признаются в обществе социальными ценностями. Ценности, охраняемые законом, именуются правовыми ценностями. Правовые ценности образуют определенную иерархию в обществе. Если наивысшим злом признать полное эмпирическое уничтожение человека1 , то, наиболее ценным состоянием человека необходимо признать жизнь и здоровье как одну из ее характеристик, отражающую полноту физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов2 . Согласно ст. 2 Конституции РФ правовой ценностью в российском обществе признается человек, его права и свободы. В развитие данного положения другие нормативные правовые акты (Уголовный кодекс РФ3 (далее УК РФ), Гражданский кодекс РФ4 (далее ГК РФ) и другие) содержат нормы об охране ценностей, непосредственно связанных с личностью гражданина. Сущность и содержание правовых ценностей раскрывается через содержание прав человека, таких как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на охрану здоровья и других, именуемых «личными неимущественными правами» или «нематериальными благами» (ст.151 ГК РФ). В научной литературе по гражданскому праву указанные понятия употребляются как тождественные. Личные неимущественные права представляют собой совокупность естественных неотчуждаемых основополагающих прав и свобод человека, не зависящих от его принадлежности к какому-либо государству. Право на жизнь – основополагающее право, естественное и неотъемлемое. В этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Оно предполагает наличие достаточных государственных гарантий защиты человека от каких-либо посягательств как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных граждан, на его жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности, на психическое и нравственное здоровье, интеллектуальную и волевую сферу сознания. Жизнь и здоровье, как социальные ценности, в силу их основополагающего |