Проверяемый текст
В.М. Калинин. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих. (По материалам диссертационного исследования) Москва – 2001.
[стр. 146]

охраняются, как правило, относительно неопределенные субъективные Ъ права неопределенного круга субъектов права, ограниченного пределами нормы, закрепляющей охранительные отношения.
Мы разделяем мнение второй группы ученых.
10.
В законодательстве и в юридической литературе обязательства вследствие причинения вреда, следовательно, и обязательство, возникающего из причинения вреда жизни или здоровью иногда отождествляют с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда.
Такое отождествление представляется нам не совсем корректным, потому, что, во-первых, не само обязательство вследствие причинения вреда есть гражданско-правовая ответственность, а возмещение причиненного вреда, осуществляемое в его рамках.
Во-вторых, не во всех обязательствах такого рода возмещение вреда выступает в качестве меры гражданско-правовой ответственности.
11.Внедоговорная (деликтная) ответственность, в частности ответственность, возникающая из причинения вреда жизни или здоровью выполняет определенные функции.
Одна группа авторов главной и чуть ли не единственной функцией ответственности считают компенсационную функцию, а стимулирующую функциювторостепенной и дополнительной.
Мы так же считаем, что главной, определяющей функцией обязательства из причинения вреда жизни или здоровью является компенсационновосстановительная функция, не отрицая в то же время стимулирующую, предупредительно-воспитательную его функцию, но как вспомогательную функцию.
Компенсационно-восстановительная функция деликтной ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих заключается в устранении отрицательных последствий, наступивших в имущественной (например, возмещение утраченного заработка, расходов на лечение) и неимущественной (компенсация причиненных душевных страданий) сферах потерпевшего и (или) членов их семей вследствие причинения вреда его жизни или здоровью.
146
[стр. 69]

Долевая ответственность имеет место, когда каждый из должников отвечает перед кредитором только в той доле, которая падает на него в соответствии с законодательством.
Долевая ответственность часто встречается в договорных обязательствах и основана на норме ст.
321 ГК РФ, причем участники обязательства вправе установить солидарную ответственность в качестве дополнительной гарантии прав кредитора.
Солидарная ответственность состоит в том, что кредитор вправе предъявить требование к любому из должников в полном объеме (п.
1.
ст.
323 ГК РФ), а в недостающей части – к остальным (п.
2.
ст.
323 ГК РФ).
Солидарная ответственность может быть установлена законом, как, например, в случае деликтной ответственности: лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (ст.
1080 ГК РФ).
Так, если вред здоровью военнослужащего А.
явился следствием совместных противоправных действий со стороны сослуживцев В.
и С., не связанных с исполнением ими обязанностей военной службы, то последние несут солидарную обязанность по его возмещению на основании ст.
1080 ГК РФ.
Субсидиарная ответственность предусмотрена в случаях, когда «в обязательстве участвуют два должника, один из которых основной, а другой – субсидиарный (дополнительный)»1, причем требования к субсидиарному должнику могут быть предъявлены, если основной должник не исполнил или не полностью исполнил обязательство.
От субсидиарной ответственности следует отличать ответственность за действия третьих лиц (ст.
313 ГК РФ), когда должник возлагает исполнение обязательства на третье лицо.
При этом ответственность перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьим лицом несет сам должник.
Следует разграничить ответственность за действия третьих лиц от ответственности организации за действия ее работников (ст.
ст.
402, 1068 ГК РФ).
Действия работников организации признаются действиями самой организации, т.
е.
она отвечает не за «чужие действия», а за свои собственные.
Нормы ст.ст.
402, 1068 ГК РФ применяются в случае причинения вреда работником воинской части как третьему лицу, так и военнослужащему этой же части.
Так, Усачев, находясь в составе дежурной смены боевого поста, нарушив правила безопасности обращения с оружием в процессе разряжения автомата, по неосторожности произвел выстрел в сослуживца Шайсламова, в результате которого Шайсламов скончался.
При разрешении гражданского иска родителей Шайсламова военный суд установил, что Усачев совершил преступление, находясь при исполнении служебных обязанностей старшего смены боевого расчета.
В соответствии со ст.
1068 ГК Российской Федерации возмещать вред, причиненный при исполнении работником своих служебных обязанностей, обязано юридическое лицо2.
Являясь санкцией за причинение вреда жизни или здоровью военнослужащего, гражданско-правовая ответственность воинской части выполняет свойственные деликтной ответственности функции: компенсационно-восстановительную, охранительную и предупредительно-воспитательную (превентивную)1.
Компенсационно-восстановительная функция деликтной ответственности воинской части заключается в устранении отрицательных последствий, наступивших в имущественной (например, возмещение утраченного заработка, расходов на лечение) и неимущественной (компенсация причиненных физических или нравственных страданий) сферах потерпевшего вследствие причинения вреда его жизни или здоровью.

[Back]