Проверяемый текст
В.М. Калинин. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих. (По материалам диссертационного исследования) Москва – 2001.
[стр. 34]

года об основаниях, условиях, объеме, характере и размере ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, к случаям причинения вреда жизни или здоровью военнослужащих.
Д.Н.
Артамонов, А.А.
Беспалов, Н.С.
Малеин указывали на то, что повышенное пенсионное обеспечение не влияет на характер отношений по возмещению вреда, а воинские уставы и военное законодательство не содержат запрещающих норм о возможности применения Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года к отношениям по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью
военнослкжащих.
В целом, вышеуказанные авторы склонялись к необходимости закрепления норм о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, в соответствии с гражданским законодательством в специальном законе.
Этого требовала специфика воинской деятельности, в процессе которой можно было выделить как обычные условия (повседневная воинская деятельность в соответствии с планами и программами боевой подготовки), так и особые условия
учения, боевые действия (война), командировки и др .
Возможность применения норм гражданского законодательства к случаям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, подтверждалась отдельными случаями судебной практики.
Например, рассматривая дело о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, Пленум Верховного Суда СССР от 29 марта 1973 г.
указал, что «...
ни Закон «О всеобщей воинской обязанности» (ст.ст.63 и 76), ни воинские уставы не запрещают применения к военнослужащим норм гражданского законодательства при регулировании отношений по возмещению вреда, возникших в результате уголовного преступления.
Не имеется каких-либо исключений и в ст.444 ГК РСФСР.
Не может служить
См.: Артамонов Д.Н.
Некоторые вопросы совершенствования военного законодательства в свете решений XXIII съезда КПСС.
// Труды ВПА им.
Ленина.
1967.
№57; Беспалов А.А.
Воинская часть как юридическое лицо: Автореф.
дисс...
канд.
горид.
наук.
М., 1973.
С.22; Малеин Н.С.
Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья военнослужащих.
// Советское государство и право.
1965.
№8.
34
[стр. 6]

актуальностью и недостаточной степенью научной разработанности вопросов об объеме, характере и размере возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
^
Объект и предмет диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с причинением вреда нематериальным благам военнослужащих, а именно их жизни и здоровью.
Предметом диссертационного исследования является совокупность правовых норм (правовой институт военного права), регулирующих возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
^ Цель и задачи исследования.
Цель настоящей диссертации заключается в комплексном исследовании правовых основ, специальной литературы и правоприменительной практики по вопросам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, и в формулировании на основе полученных результатов выводов, рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
Цель диссертационного исследования обусловила постановку и решение следующих основных задач: 1.
Определение исходных теоретических положений, раскрывающих роль и содержание комплексного института возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
2.
Проведение историко-правового анализа законодательства дореволюционной России, сравнительного анализа норм гражданского и военного права Союза ССР и Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений.
3.
Определение содержания и значения государственного социального обеспечения и обязательного государственного страхования при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
4.
Определение сущности, характера, оснований, условий и особенностей ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих.


[стр.,34]

подтверждались практикой применения ст.
444 ГК РСФСР 1964 г., устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда.
Например, по делу о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, иждивенцам офицера, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР было отказано в иске о возмещении вреда ввиду того, что «смерть военнослужащего наступила при исполнении им служебных обязанностей, поэтому право членов семьи погибшего ограничивается пределами государственного пенсионного обеспечения»1 .
Иная точка зрения базировалась, напротив, на возможности применения ст.
444 ГК РСФСР 1964 г.
и ст.ст.
88 – 95 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.
об основаниях, условиях, объеме, характере и размере ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, к случаям причинения вреда жизни или здоровью военнослужащих.
Д.Н.
Артамонов, А.А.
Беспалов, Н.С.
Малеин указывали на то, что повышенное пенсионное обеспечение не влияет на характер отношений по возмещению вреда, а воинские уставы и военное законодательство не содержат запрещающих норм о возможности применения Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.
к отношениям по возмещению вреда.

В целом, вышеуказанные авторы склонялись к необходимости закрепления норм о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, в соответствии с гражданским законодательством в специальном законе.
Этого требовала специфика воинской деятельности, в процессе которой можно было выделить как обычные условия (повседневная воинская деятельность в соответствии с планами и программами боевой подготовки), так и особые условия
учения, боевые действия (война), командировки и др.2 Возможность применения норм гражданского законодательства к случаям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, подтверждалась отдельными случаями судебной практики.
Например, рассматривая дело о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, Пленум Верховного Суда СССР от 29 марта 1973 г.
указал, что «...
ни Закон «О всеобщей воинской обязанности (ст.ст.63 и 76), ни воинские уставы не запрещают применения к военнослужащим норм гражданского законодательства при регулировании отношений по возмещению вреда, возникших в результате уголовного преступления.
Не имеется каких-либо исключений и в ст.444 ГК РСФСР.
Не может служить
аргументом ...
ссылка на повышенный размер пенсии военнослужащим и членам их семей, поскольку повышенное пенсионное обеспечение предусмотрено действующим законодательством и для некоторых других категорий рабочих и служащих, а что касается лиц рядового и сержантского состава срочной службы, то они получают пенсии наравне со всеми гражданами СССР»1 .


[стр.,66]

Глава II.
Проблемы гражданско-правовой ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих (публикуется с сокращениями) § 1.
Основания и условия ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих В современном военном законодательстве о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, наряду с нормами о государственном социальном обеспечении военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, обязательном государственном страховании жизни или здоровья военнослужащих содержатся нормы о защите нематериальных благ военнослужащих (жизни и здоровья) в порядке гражданско-правовой ответственности причинителя вреда.
Основу правового регулирования обязательств по возмещению вреда гражданину (военнослужащему) составляют нормы гл.
59 Гражданского кодекса РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».
В главе содержатся общие положения о возмещении вреда (ст.ст.
1064 – 1083), нормы о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст.ст.
1084 – 1094), о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг (ст.ст.
1095 – 1098), а также нормы о компенсации морального вреда (ст.ст.
1099 – 1101).
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 26 января 1996 г.
№ 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» нормы ст.ст.
1085 – 1094 ГК РФ, регулирующие порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, распространяются на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 г., но не ранее 1 марта 1993 г., и причиненный вред остался не возмещенным1.
При этом, норме, изложенной в ст.1084 ГК РФ и устанавливающей возможность применения главы 59 ГК РФ к отношениям по возмещению вреда, причиненного военнослужащим в связи с исполнением обязанностей военной службы, обратная сила не придана.
Таким образом, при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, правила главы 59 ГК РФ применяются, если вред причинен после 1 марта 1996 г.
Для правильного и обоснованного применения норм о гражданско-правовой ответственности организации (воинской части) как дополнительной гарантии возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан (военнослужащих), необходимо остановиться на ее сущности, функциях, видах и формах.
В науке гражданского права существуют различные взгляды на сущность гражданскоправовой ответственности.

[Back]