Проверяемый текст
В.М. Калинин. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих. (По материалам диссертационного исследования) Москва – 2001.
[стр. 65]

ответственность воинской части будет наступать в тех же1формах, что и за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина.
Особенность будет иметь возмещение утраченного заработка.
При причинении вреда жизни или здоровью военнослужащего эта форма гражданско-правовой ответственности должна выражаться в возмещении утраченного денежного довольствия военнослужащего (или его доли
в случае смерти кормильцавоеннослужащего): Оно состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским,званием (оклад по воинскому званию), которые составляют оклад месячного содержания военнослужащих (оклад денежного содержания), надбавок за стаж службы (ст.11 Закона РТ «О статусе военнослужащих»).
Таким образом, гражданско-правовая ответственность воинской части за вред, причиненный жизниили здоровью военнослужащего, реализуется в следующих формах:
1)возмещение военнослужащему или лицам, потерявшим кормильца, утраченного денежного довольствия военнослужащего либо его доли; 2)возмещение военнослужащему дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств; протезирование, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии (п.
1.
ст.

1101 ГКРТ); 3)компенсация душевного вреда лицам, понесшим душевные страдания вследствие причинения вреда жизни или здоровью t военнослужащего.
Внедоговорная (деликатная) ответственность, в частности ответственность, возникающая из причинения вреда жизни или здоровькь выполняет определенные функции.
«Главная и чуть ли не единственная функция ответственности является компенсационная функция.
Стимулирующая функция, если и имеет какое-то значение, то второстепенное и дополнительное.
Главное в гражданско-правовой 65
[стр. 71]

В деликтных обязательствах на правонарушителя возлагается обязанность по «возмещению вреда», т.
е.
обязанность устранить негативные последствия, возникшие как в имущественной (например, дополнительные расходы вследствие вреда, причиненного здоровью), так и в неимущественной сфере потерпевшего (моральный вред).
В силу специфики военной службы отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, не могут быть предметом соглашения между военнослужащим и Министерством обороны РФ в лице командира воинской части.
Еще в 1909 г.
видный российский ученый А.М.
Добровольский писал: «...Жизнь человека не имеет цены, и военнослужащий, жертвующий своей жизнью для блага Родины, никогда не сможет получить от государства соответственного материального вознаграждения, следовательно, здесь взаимного и соответственного оказания услуг со стороны государства быть не может»1.
Отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, могут регулироваться только законом.
Применяя правила гл.
59 ГК РФ к случаям деликтной ответственности воинской части (ст.
1084 ГК РФ), можно сказать, что за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего, ответственность воинской части будет наступать в тех же формах, что и за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина.
Особенность будет иметь возмещение утраченного заработка.
При причинении вреда жизни или здоровью военнослужащего эта форма гражданско-правовой ответственности должна выражаться в возмещении утраченного денежного довольствия военнослужащего (или его доли
в случае смерти кормильца-военнослужащего).
Денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат (ст.
12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 г.).
Таким образом, гражданско-правовая ответственность воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего, реализуется в следующих формах:
возмещение военнослужащему или лицам, потерявшим кормильца, утраченного денежного довольствия военнослужащего либо его доли; возмещение военнослужащему дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии (п.
1.
ст.

1085 ГК РФ); компенсация морального вреда лицам, понесшим нравственные или физические страдания вследствие причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего (ст.
1099 ГК РФ).
Гражданско-правовая ответственность за причиненный вред реализуется в обязательствах из причинения вреда, которые еще именуются деликтными.
Наиболее полно их сущность отражена в определении, данным А.П.
Сергеевым и Ю.К.
Толстым: «Обязательства из причинения вреда могут быть определены как внедоговорные обязательства, возникающие вследствие нарушения имущественных и личных неимущественных прав потерпевшего, носящих абсолютный характер, призванные обеспечить наиболее полное восстановление этих прав за счет причинителя вреда либо за счет иных лиц, на которых законом возложена обязанность возмещения вреда»1.


[стр.,104]

морального вреда должен определяться в каждом конкретном случае судом с учетом критериев, указанных в законе.
Рассмотрим, как определяется объем, характер и размер возмещения вреда при повреждении здоровья военнослужащего и в случае смерти кормильца.
При причинении вреда здоровью военнослужащего при исполнении служебных обязанностей в соответствии со ст.
1085 ГК РФ подлежит возмещению прежде всего утраченный заработок.
Термин «утраченный заработок» применим для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, так как для них за основу будет приниматься заработок, который гражданин имел до призыва на военную службу.
Имущественные потери, вызванные причинением вреда, для военнослужащего по контракту рассчитываются исходя из его денежного довольствия и иных доходов (не связанных с исполнением военнослужащим обязанностей военной службы).
Поэтому при возмещении вреда, причиненного здоровью военнослужащего по контракту, следует использовать термин «утраченное денежное довольствие».
Рассмотрим содержание данного термина и порядок расчета выплат по возмещению вреда.
Денежное довольствие (денежное содержание) является основным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей военнослужащего и средством стимулирования труда военнослужащих, связанного с тяготами и лишениями военной службы, и дифференцировано в зависимости от его служебного положения, времени пребывания на военной службе, квалификации, особенностей выполнения возложенных обязанностей и условий прохождения военной службы.
Сложный «состав денежного довольствия» конкретного военнослужащего является одной из особенностей государственного материального обеспечения.
В структуру денежного довольствия военнослужащего включается: оклад денежного содержания, месячные и иные выплаты.
Месячные и иные выплаты представлены надбавками и иными выплатами.
При определении утраченного заработка судам следует принимать во внимание все составляющие, отвечающие требованиям п.
1 ст.
1085 и п.
2 ст.
1086 ГК РФ, а именно: 1) носили ли выплаты постоянный характер; 2) выплачивались ли они военнослужащему или он имел право на их получение; 3) какие еще виды оплаты труда, облагаемые подоходным налогом, в том числе и по договорам гражданско-правового характера, имели место.
Оклад денежного содержания состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию).
Оклад денежного содержания не может учитывать сложность и напряженность прохождения службы отдельного военнослужащего, его опыт, профессиональное мастерство, отношение к службе и другие факторы, которые

[стр.,130]

имущественной сфере военнослужащего вследствие повреждения его здоровья (см.
приложение 6).
Поэтому на основании ст.
1084 ГК РФ обосновано применение норм о гражданско-правовой (деликтной) ответственности воинской части, выступающих юридической гарантией реализации права военнослужащего и членов его семьи на полное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего.
Воинская часть обязана возместить вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего противоправными действиями ее работников, в полном объеме, т.
е.
устранить отрицательные последствия, возникшие в имущественной и эмоциональночувственной сферах потерпевшего.
Характер причиненного жизни или здоровью военнослужащего вреда (имущественный и неимущественный) предопределяет формы гражданско-правовой ответственности воинской части, а именно: а) возмещение утраченного денежного довольствия или иного дохода военнослужащего либо его доли, исчисленное по правилам п.п.
1, 2 ст.
1085, ст.
1089 ГК РФ; б) возмещение дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии (п.
1 ст.

1085 ГК РФ); в) возмещение расходов на погребение (ст.
1094 ГК РФ); г) компенсация морального вреда (ст.
1099 ГК РФ).
Воинская часть несет ответственность за вред, причиненный противоправными виновными действиями военнослужащих воинской части или лиц гражданского персонала, совершенными при исполнении ими при исполнении обязанностей военной службы или трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Гражданско-правовая ответственность воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью
военнослужащих источником повышенной опасности, наступает без учета вины работника воинской части, осуществляющего эксплуатацию этого источника.
В этом случае право военнослужащего на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, следует признать гарантированным на основании ст.
1079 ГК РФ, устанавливающей гражданско-правовую ответственность воинской части за вред, причиненный источником повышенной опасности без учета вины причинителя.
Руководствуясь теорией объективного риска, автор полагает, что в процессе воинской деятельности допустимо использовать категории «обычный риск» и «повышенный профессиональный риск» причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего.
Это позволит гарантировать возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью в условиях повышенного профессионального риска, когда нет оснований гражданско-правовой ответственности воинской части.
Например, участие в вооруженных конфликтах на территории Российской Федерации, в составе миротворческих сил в соответствии с международными договорами Российской Федерации, учениях, боевых походах, стрельбах и т.п.
Под повышенным профессиональным риском при повседневной воинской деятельности следует понимать объективно существующую высокую вероятность повреждения

[Back]