Проверяемый текст
В.М. Калинин. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих. (По материалам диссертационного исследования) Москва – 2001.
[стр. 67]

безопасности военной службы, под которой понимается защищенность военнослужащих от воздействия (либо последствий воздействия) опасностей объективного и субъективного характера; обусловленных спецификой военной службы.
§2".Основания и уеловиявозмещення.вреда причиненного жизни или здоровью военнослужащих в порядке гражданско-правовой’ ответственности» Основания возникновения гражданских прав и обязанностей перечислены в ст.
8
ГК РТ.
Перечень указанных оснований не является исчерпывающим.
Причинение вреда (ст.
ст.
8,
1079 FK РТ) выделено1в.отдельное основание возникновения гражданских прав и» обязанностей, что, в свою очередь, подчеркивает относительную самостоятельность обязательств по возмещению вреда.
Мы исходим из того, что понятие «причинение вреда», закрепленное вхт.
8 ГК РТ в качестве основаниявозникновения' гражданских прав и обязанностей, по своему содержанию шире, нежели понятие «действия причинителя вреда».
Причинение вреда как юридический факт следует рассматривать как с объективной стороны (наличие вреда и его характер, способ, время, место причинения вреда, причинная связь между действиями причинителя и наступившим вредом), так и с субъективной (вина правонарушителя, мотив его действий, цель).
Юридический факт, выступающий основанием гражданско-правовой
(деликатной) ответственности, должен содержать в себе юридически значимые признаки, необходимые для определения субъекта, ответственного за вред, объема, характера и размера возмещения вреда.
Влитературе по гражданскому праву нет единого мнения о сущности понятий «основания» и «условия» гражданско-правовой (деликтной) ответственности.
Так, Г.К.
Матвеев указывает на то, что основанием
гражданско1 См.: Тср-Акопов А.А.
Безопасность человека Теоретические основы социально-правовой концепции М.: МНЭПУ, 1998 С.
144 145; О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных силах РФ.
Директива Министра обороны РФ от 12 июля 1997 г.
№ Д-10.
М., 1997.С.
6-12.
67
[стр. 73]

В теории военного права и в судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, признание воинской части надлежащим ответчиком не вызывает сомнений2.
За воинской частью судами общей юрисдикции и арбитражными судами признается обладание статусом юридического лица и в тех случаях, когда представители воинских частей заявляют об отсутствии государственной регистрации воинских частей в качестве юридического лица.
Правовое решение данного вопроса зависит от принятия законов о регистрации юридических лиц, а также о правовом положении и финансово-хозяйственной деятельности военных организаций.
Воинская часть обладает основными признаками юридического лица, закрепленными в ст.
48 ГК РФ, что дает основание с учетом особого порядка создания военных организаций признать за воинской частью способность быть полноправным участником гражданскоправовых отношений, приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, т.
е.
обладать гражданской правосубъектностью.
Правовое положение воинской части позволяет при решении вопроса о ее гражданско-правовой ответственности применять нормы об учреждении (ст.
120 ГК РФ).
По своим обязательствам воинская часть отвечает имеющимися в ее распоряжении денежными средствами.
В обязательствах по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, субсидиарным должником выступает государство – Российская Федерация.
Если основной должник (воинская часть) в обязательстве из причинения вреда ввиду отсутствия (недостаточности) денежных средств не исполнит полностью или частично свои обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, то субсидиарную ответственность несет государство (ст.
ст.
120, 126 ГК РФ).
Таким образом, обязательство из причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего можно рассматривать как гражданско-правовое обязательство, в силу которого потерпевший (кредитор – военнослужащий или другие лица, указанные в законе) имеет право требовать от воинской части (должника) устранения негативных последствий противоправного поведения работника воинской части в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Экономическим содержанием обязательств вследствие причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего является ликвидация вредоносных последствий правонарушения, наступивших в имущественной и неимущественной сферах потерпевшего1, посредством перераспределения материальных благ: правонарушитель безэквивалентно возмещает причиненный вред.
Правовое содержание обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, составляют: субъективное право потерпевшего требовать полного устранения негативных последствий правонарушения либо возмещения вреда в более высоком размере, если это в соответствии со ст.
1084 ГК РФ установлено законом, а также обязанность воинской части (должника) совершить указанные действия.
Рассмотрим основания возникновения гражданско-правовой ответственности воинской части и условия, при которых она наступает.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей
перечислены в ст.8
Гражданского кодекса РФ.
Перечень указанных оснований не является исчерпывающим.
Причинение вреда (ст.
ст.
8,
1064 ГК РФ) выделено в отдельное основание возникновения

[стр.,74]

гражданских прав и обязанностей, что, в свою очередь, подчеркивает относительную самостоятельность обязательств по возмещению вреда.
Автор исходит из того, что понятие «причинение вреда», закрепленное в ст.
8 ГК РФ в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, по своему содержанию шире, нежели понятие «действия причинителя вреда».
Причинение вреда как юридический факт следует рассматривать как с объективной стороны (наличие вреда и его характер, способ, время, место причинения вреда, причинная связь между действиями причинителя и наступившим вредом), так и с субъективной (вина правонарушителя, мотив его действий, цель).
Юридический факт, выступающий основанием гражданскоправовой
(деликтной) ответственности, должен содержать в себе юридически значимые признаки, необходимые для определения субъекта, ответственного за вред, объема, характера и размера возмещения вреда.
В литературе по гражданскому праву нет единого мнения о сущности понятий «основания» и «условия» гражданско-правовой (деликтной) ответственности.
Так, Г.К.
Матвеев указывает на то, что основанием
гражданско-правовой ответственности может быть как правонарушение, так и «безвиновное причинение вреда», и таким образом, имеют право на существование понятия «безвиновная ответственность» (при причинении вреда источником повышенной опасности), «безвредная ответственность» (при уплате неустойки, когда неисполнение договора в действительности не причинило убытков кредитору), а также «беспричинная ответственность» (за увечье пассажиру самолета, причиненное под воздействием непреодолимой силы)1.
В качестве оснований возникновения обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, К.Б.
Ярошенко называет имущественный вред, противоправность, причинную связь между противоправным поведением причинителя и наступившим вредом и вину причинителя, именуя их совокупность одновременно и необходимым условием гражданско-правовой ответственности1.
С.Е.
Донцовым и М.Я.
Марининой высказывается мнение, что «основанием возникновения обязательства из причинения вреда (деликтного обязательства) является совокупность юридических фактов, образующих, как еще говорят, так называемый состав правонарушения»2, в который включаются элементы: вред, противоправность причинения вреда, причинная связь и вина причинителя вреда.
Н.С.
Малеин считает, что внедоговорный вред возникает непосредственно из правонарушений (деликтов), причем сам факт причинения вреда (в совокупности с другими условиями) порождает между сторонами правоотношения по возмещению вреда3.
А.М.
Белякова факт возникновения обязательства по возмещению вреда связывает с принудительным возмещением, считая, что таковое возникает только тогда, когда вред не возмещается добровольно лицом, ответственным за причинение вреда4.
Основаниями возникновения внедоговорной ответственности воинской части В.Н.
Лейба называет имущественный вред, противоправность, причинную связь и вину, а условием ответственности – исполнение трудовых (служебных) обязанностей работниками воинской части5.
А.А.
Собчак и В.Т.
Смирнов считают основанием ответственности сам факт причинения вреда (деликт) – всякое нарушение субъективного права, а условиями

[Back]