Проверяемый текст
В.М. Калинин. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих. (По материалам диссертационного исследования) Москва – 2001.
[стр. 72]

* i случаев, установленных законом.
Так, ответственность воинской части за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст.

1094 ГК РТ), наступает независимо от вины причинителя вреда.
Одним из условий гражданско-правовой ответственности воинской части за1вред,
причиненный жизни или.
здоровью военнослужащего,
является наличие самого вреда.
В1 связи с отсутствием законодательного определения «вреда» в науке гражданского права встречается различное его толкование.
Н.С.
Малеин характеризует «вред» прежде всего как понятие социальное, акцентируя внимание на то, что вред
последствие правонарушения, являющегося во всех случаях общественно опасным деянием в, силу посягательства на* охраняемые законом права и интересы государства, организаций, граждан:, «вред может быть определен как последствие посягательства на общественные отношения; на общественный правопорядок» .
А.М.
Белякова отмечает, что в социальном смысле любое правонарушение влечет за собой вред, поскольку отрицательно воздействует на общественные отношения, а в юридическом смысле правонарушение может и не повлечь за собой вреда?.
Некоторые авторы под «вредом» понимают материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего, в результате нарушения принадлежащего ему материального права или умаления его нематериальных благ .
С учетом изложенных взглядов на сущность понятия* «вред» автор предлагает рассматривать содержание данного понятия следующим образом.
Вред может быть причинен гражданину (военнослужащему)
1Малеин Н.С.
Указ.
соч.
1965.
С.
5.
2См.: Белякова А.М.
Указ.
соч.
С.
7.
3См.: Комментарий Гражданского кодекса РФ.
Часть вторая / Под ред.
Садикова О.Н.
М.: ИНФРА-М, 1996.С.
656.
72
[стр. 77]

– непосредственном причинителе вреда.
В этом случае воинская часть не несет ответственности за вред, причиненный здоровью военнослужащего.
Иная ситуация, если вред здоровью военнослужащего причинен работником при исполнении возложенных на него обязанностей (при несении боевого дежурства, караульной службы и т.п.).
В этом случае воинская часть несет ответственность на основании ст.
1068 ГК РФ.
^ Субъективная сторона правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения правонарушителя, а именно его психическое отношение к совершенному деянию и его последствиям.
Для характеристики субъективной стороны юридическое значение имеют такие признаки, как: вина правонарушителя, цель и мотив его действий (бездействия).
Установить состав правонарушения не достаточно для решения вопроса о гражданскоправовой ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего.
Необходимо выделить признаки правонарушения, выступающие в качестве общих условий гражданско-правовой ответственности, а именно: вред, противоправность действия (бездействия) причинителя, причинная связь между противоправным деянием и наступившим вредом и вина причинителя вреда.
Общие условия деликтной ответственности применяются во всех случаях причинения вреда, за исключением случаев, установленных законом.
Так, ответственность воинской части за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст.

1079 ГК РФ), наступает независимо от вины причинителя вреда.
Рассмотрим каждое из условий применительно к случаям деликтной ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих.
Одним из условий гражданско-правовой ответственности воинской части за
вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего, является наличие самого вреда.
В связи с отсутствием законодательного определения «вреда» в науке гражданского права встречается различное его толкование.
Н.С.
Малеин характеризует «вред» прежде всего как понятие социальное, акцентируя внимание на том, что вред
последствие правонарушения, являющегося во всех случаях общественно опасным деянием в силу посягательства на охраняемые законом права и интересы государства, организаций, граждан: «вред может быть определен как последствие посягательства на общественные отношения, на общественный правопорядок»1.
А.М.
Белякова отмечает, что в социальном смысле любое правонарушение влечет за собой вред, поскольку отрицательно воздействует на общественные отношения, а в юридическом смысле правонарушение может и не повлечь за собой вреда1.
Некоторые авторы под «вредом» понимают материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права или умаления его нематериальных благ2.
С учетом изложенных взглядов на сущность понятия «вред» автор предлагает рассматривать содержание данного понятия следующим образом.
Вред может быть причинен гражданину (военнослужащему)
как в результате нарушения имущественных прав, так и вследствие посягательства на его нематериальные блага.
Умаление нематериальных благ охватывается понятием «причинение вреда личности».
В случае

[стр.,98]

Разработать и внедрить комплекс мер по снижению профессионального риска.
Исследование отдельных видов воинской деятельности с повышенным профессиональным риском даст возможность примененять новые образцы техники, новые тактические способы ведения боевых действий, которые позволяют не только выполнить боевую задачу, но и максимально обеспечить безопасность военнослужащего либо снизить возможные потери.
Принимая во внимание то, что повышенный профессиональный риск характерен для отдельных видов воинской деятельности, следует сделать вывод, что возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в условиях повышенного профессионального риска, должно регулироваться специальными нормами, закрепленными в военном законодательстве.
Например, в виде дополнения ст.
18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «Вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы в условиях повышенного профессионального риска, подлежит возмещению в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации».
Некоторые виды деятельности с повышенным профессиональным риском, характерные для всех видов Вооруженных Сил РФ, например выполнение боевых задач в условиях вооруженных конфликтов, при участии в учениях или походах кораблей, во время несения боевого дежурства, боевой службы и т.д., что может найти закрепление в Законе «О воинской обязанности и военной службе».
Перечень видов деятельности с повышенным профессиональным риском может быть конкретизирован (в виде перечня работ) применительно к определенному виду вооруженных сил или роду войск.
Проведенный автором анализ гражданского законодательства, гражданско-правовой теории и судебной практики по вопросу об основаниях и условиях ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, в повседневной воинской деятельности, позволяет сделать следующие выводы.
1.
Ответственность воинской части за вред, причиненный
жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, по своему характеру является гражданско-правовой (деликтной) и наступает при наличии общих оснований и условий, указанных в гл.
59 ГК РФ, или специальных, установленных законом.
2.
Преследуя цель устранения негативных последствий причинения вреда, возникших в имущественной и неимущественной сферах потерпевшего, деликтная ответственность воинской части выступает дополнительной гарантией возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, в полном объеме путем: а) возмещения утраченного денежного довольствия пропорционально степени утраты профессиональной трудоспособности; б) возмещения дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе на лечение, дополнительное питание, протезирование, приобретение лекарств, специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии (п.
1.
ст.
1085 ГК РФ);

[стр.,99]

в) возмещения членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего доли его утраченного заработка, а также расходов на погребение (ст.
1094 ГК РФ); г) компенсации морального вреда (ст.
1099 ГК РФ).
3.
Для наступления гражданско-правовой ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего, необходимы следующие общие условия: а) наличие вреда жизни или здоровью; б) противоправность причинения вреда; в) наличие причинной связи между противоправным действием работника воинской части и наступившим вредом; г) вина работника воинской части.
Воинская часть несет ответственность за вред, причиненный противоправными виновными действиями своих работников, совершенными при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.
Особенность гражданско-правовой (деликтной) ответственности воинской части состоит в том, что она наступает при наличии двух, юридически значимых групп необходимых причинно-следственных связей: а) между противоправным действием (бездействием) работника воинской части и наступившим вредом; б) между противоправным действием (бездействием) работника воинской части и фактическим исполнением им обязанностей военной службы.
4.
Гражданско-правовая ответственность воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих источником повышенной опасности (ст.
1079 ГК РФ), наступает без учета вины воинской части (работника воинской части, осуществляющего эксплуатацию источника повышенной опасности).
5.
Ответственность воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих, наступает независимо от того, исполняет ли потерпевший (военнослужащий) обязанности военной службы или нет.
6.
Воинская часть не несет ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего противоправными действиями командира воинской части как органа дознания.
7.
Вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих в условиях чрезвычайного, военного положения либо состояния войны должен возмещаться в порядке, установленном специальным законодательством, а при его отсутствии возмещение вреда военнослужащему или членам его семьи ограничивается государственным социальным обеспечением и выплатами по обязательному государственному страхованию.
8.
К правоотношениям по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при осуществлении повседневной воинской деятельности в условиях

[Back]