Проверяемый текст
В.М. Калинин. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих. (По материалам диссертационного исследования) Москва – 2001.
[стр. 85]

что нет однозначного понимания в вопросе: что же понимать под исполнением обязанностей военной службы как условие гражданскоправовой ответственности воинской части? Представляется, что при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, условие исполнения обязанностей военной службы следует рассматривать применительно как к потерпевшему, так и к непосредственному причинителю вреда.
Следует
4 согласиться с мнением, высказанным В.Н.
Лейбой о том, что в
деликатных обязательствах исполнение обязанностей военной службы работником воинской части как условие гражданско-правовой ответственности воинской части следует рассматривать несколько в ином значении, нежели оно употребляется в пенсионном законодательстве и законодательстве о страховании.
Исполнение обязанностей военной службы работником воинской части имеет значение для вывода: считать ли действия работника действиями самой организации.

В соответствии со ст.ЗЗ Закона РТ «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; исполнения должностных обязанностей; несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; участия в учениях или походах; выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); нахождения на территории воинской к части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождения в служебной командировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; следования к месту военной службы и обратно; прохождения военных сборов; нахождения в положении заложника или 1См.: Лейба В.Н.
Указ.соч.
С.61.
85
[стр. 2]

Введение.................................................................................
..................
Глава I.
Теоретико-правовые основы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих……………….… §1.
Становление и развитие института возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих...................……… §2.
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, в порядке государственного социального обеспечения и обязательного государственного страхования.....…………..
Глава II.
Проблемы гражданско-правовой ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих................................................................……..
§1.
Основания и условия ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих.................................................................………..
§2.Объем, характер и размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих...……………………………… Заключение............................................................................................…...
Библиографический список использованной литературы...........……… Приложения.........................…………….....................................................
3 18 18 66 10 0 10 0 16 2 20 5 21 3 ВВЕДЕНИЕ (публикуется с сокращениями) ^ Актуальность темы исследования.
В современных условиях вооруженные силы государств обеспечены высокоэффективным оружием, боевой техникой, боеприпасами и иными видами сложных технических устройств, необходимых для поддержания боевой готовности и выполнения стоящих перед ними задач, в том числе – уничтожения живой силы противника.


[стр.,84]

замечание младшего сержанта Буняева направил пистолет и выстрелом убил его.
Рассмотрев уголовное дело в отношении Николаева, военный суд округа в приговоре удовлетворил гражданский иск потерпевшей Буняевой Т.К.
и взыскал с воинской части 10 млн.
руб.
(в ценах 1997 г.), затраченные ею на погребение сына, и 60 млн.
руб.
(в ценах 1997 г.) в порядке компенсации морального вреда.
Военная коллегия Верховного суда РФ приговор в части гражданских исков отменила и приняла новое решение – о взыскании присужденных сумм с причинителя вреда осужденного Николаева, указав, что суд 1-й инстанции правильно установив размер причиненного материального ущерба и морального вреда потерпевшей Б., необоснованно возложил обязанности по его возмещению на воинскую часть1.
Приведенные примеры судебной практики свидетельствуют о том, что нет однозначного понимания в вопросе: что же понимать под исполнением обязанностей военной службы как условием гражданско-правовой ответственности воинской части? Достаточно ли для оценки действий (бездействия) непосредственного причинителя (военнослужащего) применения ст.
37 Федерального закона от 28 марта 1998 г.
№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»2? Автор полагает, что при возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего, условие исполнения обязанностей военной службы следует рассматривать применительно как к потерпевшему, так и к непосредственному причинителю вреда.
Следует
согласиться с мнением, высказанным В.Н.
Лейбой, о том, что в
деликтных обязательствах исполнение обязанностей военной службы работником воинской части как условие гражданско-правовой ответственности воинской части следует рассматривать несколько в ином значении, нежели оно употребляется в пенсионном законодательстве1 и законодательстве о страховании.
Исполнение обязанностей военной службы работником воинской части имеет значение для вывода: считать ли действия работника действиями самой организации.

Исполнение обязанностей военной службы самим потерпевшим является правовым основанием применения специального закона, либо в соответствии с п.п.
4,5 ст.
18 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» применения подзаконного акта (постановления Правительства РФ), устанавливающих по сравнению с ГК РФ более высокий размер ответственности воинской части (ст.
1084 ГК РФ).
Так как в настоящее время нормативными правовыми актами более высокий размер ответственности воинской части за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, не установлен, то для решения вопроса о гражданско-правовой (деликтной) ответственности воинской части на основании норм гл.
59 ГК РФ правовое значение имеет исполнение обязанностей военной службы (трудовых обязанностей) причинителем вреда (соответственно военнослужащим или лицом гражданского персонала воинской части).
Проанализируем нормативные основания признания военнослужащего исполняющим обязанности военной службы.
В соответствии со ст.37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; исполнения должностных обязанностей; несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения

[стр.,85]

обязанностей в составе суточного наряда; участия в учениях или походах кораблей; выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождения в служебной командировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; следования к месту военной службы и обратно; прохождения военных сборов; нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «л», «м», «н», «о», «п» и «р» ст.
37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; б) добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Следует обратить внимание на то, что перечисленные три основания позволяют признать не исполняющим обязанности военной службы только самого потерпевшего.
Так, лицо, получившее увечье, травму в результате добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения, не считается исполняющим обязанности военной службы, что, в свою очередь, лишает это лицо права на получение выплат в порядке, установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 г.
№ 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
Поэтому нельзя сделать вывод о том, что при обстоятельствах, перечисленных в ст.
37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», сам причинитель вреда (военнослужащий воинской части) может быть признан соответственно исполняющим обязанности военной службы и наоборот.
Так, сомнительно признание воинской части субъектом ответственности в случае, если вред причинен одним военнослужащим другому при следовании в отпуск или при нахождении в госпитале на лечении.
Что же следует учитывать при определении субъекта ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего, выясняя вопрос о том, находился ли военнослужащий при исполнении обязанностей военной службы? Прежде всего, военнослужащие исполняют обязанности при осуществлении деятельности, входящей в круг их повседневных обязанностей (общих, должностных, специальных), регламентируемых воинскими уставами, наставлениями и другими нормативными актами военного законодательства.
К такой деятельности относится: нахождение военнослужащих на занятиях (в учебных классах, на полигонах, учениях, в парках), в

[Back]