Проверяемый текст
Клименко Ольга Ивановна. Механизм социального управления в системе потребительской кооперации (Диссертация 2001)
[стр. 31]

31 материализм предполагает и возможность конкретной социологии, особого конкретного социологического изучения социальных процессов...” [108, с.
13-14.] Из приведенной нами цитаты очевидно, что изучение социальных процессов, являющееся в настоящее время предметом социального управления, в 20-х годах
входило в содержание теоретической социологии.
В-четвертых, значительная часть философов, заимствовав идею Н.
Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, объявила социологию составной частью философии (С.
Вольфсон,
Л.
Вишневский, 3.
Черняков, С.
Каценбоген и др.) [17, 20].
В-пятых, получила распространение концепция, согласно которой в историческом материализме объединялись философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты (В.
Адоратский, И.
Разумовский и др.)
[1,134] В-шестых, сформировалась точка зрения, представители которой полностью отрицали социологическое значение исторического материализма и рассматривали его только как философско-научную теорию общества (В.
Сарабьянов и др.)
[137].
В-седьмых, в это же время среди философов сложилось и так называемое антисоциологическое направление, представители которого отрицали не только
право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин “социология”.
Исторический материализм они понимали только как “диалектику истории” (П.
Луппол, Н.

Корее, Д.
Нагаев и др.) [57, с.
6.].
Так, рецензируя книгу П.
Луппола “Ленин и философия”, Д.
Нагиев решительно присоединился к точке зрения своего учителя и сделал вывод: “марксистской социологии быть не может, она может быть только буржуазной”
[89, с.
249.].
Наряду с теоретическим социологическим знанием серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований.
Это, в первую очередь, исследования С.
Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда; А.
Тодорского по проблемам социальных изменений, имевших место после революции 1917 года в Весьегонском районе; Е.
Кабо, Б.
Когана и М.
Лебединского по изучению домашнего быта рабочего класса; А.
Колодной по проблемам молодежи и др.

[45,48,49,159,160,161, 170].
[стр. 80]

У 1* X 80 * вскрывающую процессы взаимодействия общества и личности.
Исходный критерий социального детерминизма по К.
Марксу, который мы разделяем, состоит в том, что человек это не только объект, но и субъект социального действия, общественного развития, законы которого не только определяют социальное мышление и поведение людей, но и сами испытывают влияние их конкретной деятельности.
В этой связи важнейшее значение приобретает изучение взаимодействия общества и личности, то есть социальное управление как механизм регуляции.
В развитии социологии в России, явившейся своеобразной основой для появления социального управления, наблюдались различные школы и течения.
Во-первых, заметное влияние на социальное мышление продолжала оказывать немарксистская социологическая мысль (М.
Ковалевский, Н.
Михайловский, П.
Сорокин и др.).
I Во-вторых, важную роль в становлении нового социального мышления ♦ сыграли работы П.
Лаврова, который в свое время предпринял попытку переосмыслить социологическое значение с позиций материализма.
третьих под влиянием Н.
Бухарина наметилась тенденция отождествления социологии и исторического материализма.
Социология, согласно этой концепции, выступала как самостоятельная, нефилософская наука (Н.
Андреев, Г.
Баммель, С.
Семковский, Л.
Садынский, С.
Оранский и др.).
[192, 11].
При этом, рассматривая исторический материализм как общую теоретическую социологию, последователи Н.
Бухарина не ограничивали сферу социологического знания только историческим материализмом.
Работая над теорией и структурой социологии, С.
Оранский, например, писал: “Как общая теоретическая социология, исторический материал предполагает и % возможность конкретной социологии, особого конкретного социологического изучения социальных процессов...” [151, с.
13-14.] Из приведенной нами цитаты очевидно, что изучение социальных процессов, являющееся в настоящее время предметом социального управления, в 20-х годах
теоретической социологии.
11нло в содержание

[стр.,81]

J 81 Ч В-четвертых, значительная часть философов, заимствовав идею Н.
Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, объявила социологию составной частью философии (С.
Вольфсон,
А.
Вишневский, 3.
Черняков, С.
Каценбоген и др.) [26,24].
В-пятых, получила распространение концепция, согласно которой в историческом материализме объединялись философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты (В.
Адоратский, И.
Разумовский и др.).

[1,182] В-шестых, сформировалась точка зрения, представители которой полностью отрицали социологическое значение исторического материализма и рассматривали его только как философско-научную теорию общества (В.
Сарабьянов и др.).
[
186 ].
В-седьмых, в это же время среди философов сложилось и так называемое антисоциологическое направление, представители которого отрицали не только
# право социологии на самостоятельное существование, но и сам термин “социология”.
Исторический материализм они понимали только как “диалектик/ истории” (П.
Луппол, Н.

Корев, Д.
Нагиев и др.).
[ 82, с.
6.].
Так, рецензируя книгу П.
Луппола “Ленин и философия”, Д.
Нагиев решительно присоединился к точке зрения своего учителя и сделал вывод: “марксистской социологии быть не может, она может быть только буржуазной”.

[125, с.
249.].
Наряду с теоретическим социологическим знанием серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований.
Это, в первую очередь, исследования С.
Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда; А.
Тодорского по проблемам социальных изменений, имевших место после революции 1917 года в Весьегонском районе; Е.
Кабо, Б Когана и М.
Лебединского по изучению домашнего быта рабочего класса; А Колодной по проблемам молодежи и др.

[225, 226, 227, 61, 76, 78, 241].
4

[Back]