51 В обучающей компьютерной программе можно выделить две различные группы компонентов: 1) учебные материалы тексты, рисунки, схемы, реплики, инструкции, 2) специальные алгоритмы (подпрограммы), определяющие, какой учебный материал, в какой последовательности предъявляется учащемуся. Работу над первым компонентом осуществляет преимущественно преподаватель, работу над вторым преимущественно программист (хотя идеология задается преподавателем). При создании компьютерных программ важно учитывать такие факторы, как: а) особенности взаимодействия учащегося с компьютером: характер диалога информационный, педагогический, игровой, проблемный, способы доступа к учебной информации (электронный адрес, гипертекстовая ссылка); б) способы управления учебной деятельностью управление на основе ответа, управление на основе индивидуализированной оценки действий учащегося, свободное управление ходом обучения. Компьютерная учебная программа, как и любое средство обучения, может характеризоваться, на наш взгляд, по следующим четырем основным блокам: цели обучения и их обеспечение, структурирование учебного курса, соотношение урока курса и аудиторного занятия, способы контроля и коррекции. В первый блок входят описание коммуникативного и речевого минимумов, текстотеки, речевых действий, типология упражнений и заданий, во второй структура и последовательность кадров, модульная организация. Все эти факторы с определенной коррекцией могут быть использованы при описании и оценке компьютерного курса, в частности: соотношение с основным курсом, характеристика фрагмента обучения, покрываемого данной программой; тип программ : обучающий, контролирующий, игровой; степень и способы индивидуализации (учет модели обучаемого и обучающего); способы и режимы управления учебной |
* 80 4. программы, которые могут быть адаптированы к обучению (например, игровые программы, текстовые редакторы, базы данных и др.). Вся система управления, включая задания, должна нацеливать учащихся на осмысление предложенного языкового материала так, чтобы он мог найти в дальнейшем выход в устную или письменную речь. В обучающей компьютерной программе можно выделить две различные группы компонентов: 1. учебные материалы тексты, рисунки, схемы, реплики, инструкции, 2. специальные алгоритмы (подпрограммы), определяющие, какой учебный материал, в какой последовательности предъявляется учащемуся. Работу над первым компонентом осуществляет преимущественно преподаватель, работу над вторым преподаватель и программист (хотя идеология задается преподавателем). При создании компьютерных программ учитываются различные факторы: а) особенности взаимодействия учащегося с компьютером: характер диалога информационный, педагогический, игровой, проблемный, возможности ветвления как диалога, так и предъявления учебного материала, * способы доступа к учебной информации; б) способы управления учебной деятельностью: управление на основе ответа, управление на основе индивидуализированной оценки действий учащегося, свободное управление ходом обучения. Компьютерная учебная программа, как и любое средство обучения, может характеризоваться по следующим четырем основным блокам: цели обучения и их обеспечение, |