82 способов снятия этого недостатка является вариативность эталонов, то есть правильными могут считаться несколько разных эталонов или их комбинации. Компьютерная программа в результате анализа реагирует на сообщения студента в основном следующими способами: в виде словесных реплик на экране "Молодец", "Правильно", "Отлично", "Ошибка! Попытайся еще раз!"; в виде различных музыкальных мелодий или звуковых эффектов; графически, с помощью мультипликации, световых эффектов, условных обозначений на экране в виде подарков, сувениров, поздравлений и т. п.; путем блокировки ввода неправильного ответа. Нами также выделен еще такой дидактически важный аспект общения учащегося с компьютером, как система реплик на те или иные действия учащегося. "Важную роль в формировании речевых навыков учащегося и его компетенции в целом играют те фразы речевого этикета (формулы поддержания диалога), которые выдаются машиной в зависимости от его действий (речевых поступков). Они не только создают "эффект присутствия собеседника", но и поддерживают высокий уровень мотивации учащегося и, многократно повторяясь в ходе диалога с машиной, усваиваются учащимися непроизвольно и поэтому эффективно" [275, с. 30]. Для анализа, корректировки и исправления ошибок, возникающих в ходе учебного диалога, авторы компьютерных курсов обычно готовят банки правильных ответов (эталонов), определяют возможные типы отклонений от эталонов и вводят реплики на те или иные отклонения. В компьютерных системах используются и другие типовые способы корректировки и исправления ошибок: формулировки заданий; речевые или языковые образцы; подсказка; помощь в виде объяснений, схем, таблиц; указания, выделение тех фрагментов сообщения, которые не совпадают с эталонным. В практике создания обучающих компьютерных курсов применяются следующие приемы, снижающие вероятность ошибки, например: |
91 световые эффекты, условные обозначения на экране в виде подарков, сувениров, поздравлений и т. п. блокировка ввода неправильного ответа. На практике часто используются различные комбинации указанных способов анализа и ответных реакции. Необходимо также выделить еще такой дидактически важный аспект общения учащегося с компьютером, как система и характер вербальных реплик на те или иные действия учащегося. "Важную роль в формировании речевых навыков учащегося и его компетенции в целом играют те фразы речевого этикета (формулы поддержания диалога), которые выдаются машиной в зависимости от его действий (речевых поступков). Они не только создают "эффект присутствия собеседника", но и поддерживают высокий уровень мотивации учащегося и, многократно повторяясь в ходе диалога с машиной, усваиваются учащимися непроизвольно и поэтому эффективно" (Сердюков 1986, с. 30). Для анализа, корректировки и исправления ошибок, возникающих в ходе учебного диалога, авторы компьютерных курсов обычно готовят банки правильных ответов (эталонов), определяют возможные типы отклонений от эталонов и вводят реплики компьютеры на те или иные отклонения. В компьютерных системах используются и типовые способы корректировки и исправления ошибок: формулировки заданий, речевые или языковые образцы, подсказки, помощь в виде объяснений, схем, таблиц, указания, выделение тех фрагментов сообщения, которые не совпадают с эталонами, образцами, хранящимися в памяти компьютера, идр. 92 В практике создания обучающих компьютерных курсов применяются следующие приемы, снижающие вероятность ошибки, например: с помощью светового окна указываются размеры вводимого сообщения; блокируются, игнорируются случайные, незначимые нажатия на клавиши и др. Самым простым с точки зрения компьютерного анализа сообщения является так называемый выборочный ответ, при котором учащийся выбирает один ответ из нескольких предложенных. Хотя такой подход и критикуется многими методистами, определенный обучающий эффект при этом достигается прежде всего потому, что слепой выбор ответа является относительно редким случаем, обычно учащиеся пытаются построить гипотезы в связи с выбором того или иного варианта. Одна из главных трудностей при организации учебного диалога с компьютером связана с решением следующей проблемы: с одной к стороны, необходимо сделать упражнения интересными, стимулирующими творческую деятельность учащихся, с другой стороны, программное обеспечение требует, чтобы все ответы в той или иной степени были предусмотрены, а количество вариантов должно быть ограничено. Учебная компьютерная программа строится, как известно, с помощью алгоритмов и основывается на формальных методах. Это » точное предписание, которое определяет процесс, который ведет от исходных данных к определенному результату. При создании алгоритмического описания учебной программы учитываются действия учащегося, имитируется деятельность преподавателя (машина предъявляет задания, оценивает работу учащегося и др. на основе алгоритмов и эталонов ответов). Все это позволяет говорить о том, что с помощью реализованных в компьютерной программе алгоритмов создается определенная модель урока. Правда, понятие алгоритма часто |