Проверяемый текст
Евченко, Андрей Васильевич. Прогнозирование ресурсов социального развития региона (Диссертация 2000)
[стр. 31]

городского хозяйства.
Планирование развития города стало теснее связываться с планированием производственных коллективов.
В этот период были изданы и апробированы на практике плановыми органами разных уровней разработки по вопросам прогнозирования, осуществленные такими учеными как А.Г.
Аганбегян,
А.И.
Анчишкин, С.
Бессараб, Е.П.
Голубков, М.В.
Иванченко, B.C.
Кулибанов, В.Ф.
Медведев, П.А.
Минакир, Н.Н.
Некрасов, Е.В.
Пирогов, Н.П.
Федоренко, В.П.
Чичканов и целым рядом других, подготовлены и приняты к внедрению прогнозы экономического и социального развития страны и республик, выполненные в ЦНИЭИ при Госплане РСФСР и в СОПС АН СССР и Госплана СССР, рядом других институтов и организаций.
Советское долгосрочное планирование не получило должного развития.
После плана ГОЭЛРО работы по составлению долгосрочных планов продолжить не удалось.
Провозглашенная Н.С.
Хрущевым двадцатилетка (1960-1980), ориентированная на построение коммунизма в Советском Союзе, не была (и не могла быть) выполнена
[33, с.
57].
Не удались и дальнейшие попытки построить десятиили пятнадцатилетние планы на период до 1990го, затем до 1995-го, затем до 2000-го и даже до 2005-го года.

Несмотря на то, что осуществить реформу планирования не удалось, определенная модернизация все же произошла и в методике, и в организации планового дела, в системе плановых показателей.
Несомненными достижениями советской плановой системы, а точнее, методологии и организации планирования следует считать применение программно-целевого планирования и автоматизацию плановых работ.

К концу 80-х годов в стране (и в регионах) была создана вполне приемлемая методология подготовки, разработки и реализации планов социального развития
[98, с.
217].
Она охватывала все трудовые коллективы, районы, города, области, края и республики, отрасли народного хозяйства и завершалась на общегосударственном уровне в виде разделов государственного плана социально-экономического развития.

В основании
[стр. 21]

дальнейшего роста уровня жизни народа, улучшения условий труда, развития образования, науки и культуры [2,с.12-13].
В статье 16 провозглашается, что ’’руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития”.
С 1977 года под таким названием утверждались планы республик, краев, областей, городов и районов страны.
Были также задуманы, с одной стороны, перенос функций главного плана с годового на пятилетний (формально пятилетний план и считался основным, но реально главенствовал годовой план) и, с другой стороны, переход к разработке стратегических долгосрочных планов на пятнадцатилетний период.
Интересно отметить, что в это время в Советском Союзе уже было преодолено пренебрежительное отношение к экономическим и социальным прогнозам и прогнозирование даже стало рассматриваться как одна из стадий планирования, названная прогнозно-аналитической стадией.
В 70-80-е годы теория планирования, прогнозирования и программирования достигла наибольшего своего развития.
Стимулом к этому послужила возросшая потребность государства в системном представлении о состоянии народного хозяйства и его возможных перспективах.
В этот период были изданы и апробированы на практике плановыми органами разных уровней разработки по вопросам прогнозирования, осуществленные такими учеными как А.Г.Аганбегян
[99], А.И.Анчишкин [17], С.Бессараб [20], Е.П.Голубков [32], М.В.Иванченко [36], В.С.Кулибанов и В.Ф.Медведев [65], ГГА.Минакир [16], Н.Н.Некрасов [85], Е.В.Пирогов [36], Н.П.Федоренко [90], В.П.Чичканов [16] и целый ряд других ученых.
Были подготовлены и приняты к внедрению прогнозы экономического и социального развития страны и республик, выполненные в ЦНИЭИ при Госплане РСФСР и в СОПС АН СССР и Госплана СССР, рядом других институтов и организаций [88].
В принципе переход к разработке системы планов, соединяющей в себе планы разной продолжительности и разного уровня, был обоснован с научных позиций.
Но разработка долгосрочного плана не была доведена до логического

[стр.,22]

завершения.
В первой половине 70-х годов не только министерства и региональные органы управления, но практически все предприятия были вовлечены в процесс прогнозирования и подготовки долгосрочного плана на период с 1976 по 1990 год.
Однако, этот процесс не был подготовлен организационно и методически и в связи с этим не мог быть завершен.
Советское долгосрочное планирование не получило должного развития.
После плана ГОЭЛРО работы по составлению долгосрочных планов продолжить не удалось.
Провозглашенная Н.С.
Хрущевым двадцатилетка (1960-1980), ориентированная на построение коммунизма в Советском Союзе, не была (и не могла быть) выполнена.

Не удались и дальнейшие попытки + построить десятиили пятнадцатилетние планы на период до 1990-го, затем до 1995-го, затем до 2000-го и даже до 2005-го года
[66,с.692].
Попытка превратить пятилетние планы в основную форму государственного планирования также не увенчалась успехом.
Несмотря на то, что основные направления экономического и социального развития страны на пятилетку принимались решениями съездов КПСС, пятилетний план оставался не более чем ориентиром, даже после того как пятилетки стали разрабатываться с погодовой разбивкой.
На уровне предприятий пятилетние планы были в значительной степени условными.
Более реальными, жизненными ♦ инструментами планового управления советской экономикой и социальным развитием страны остались годовые планы [66,с.693].
Несмотря на то, что осуществить реформу планирования не удалось, определенная модернизация все же произошла и в методике, и в организации планового дела, в системе плановых показателей.
Несомненными достижениями советской плановой системы, а точнее, методологии и организации планирования следует считать применение программно-целевого планирования и автоматизацию плановых работ.
^
При всей своей консервативности центральные плановые органы страны благоприятно восприняли идеи программного планирования, которое в 70-е 22

[стр.,24]

Ряд важных изменений в методике социального планирования предусматривали методические указания Госплана РСФСР 1978 года [87] и Госплана СССР 1980 года [86], включавшие раздел ''Социальное развитие и повышение уровня жизни народа": был расширен круг показателей государственного планирования, отражающий специфику интересов и потребностей различных социальных групп населения; существенно повысилась сбалансированность планов социального и экономического развития; социальные мероприятия были более полно увязаны с трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами; предусматривалась разработка на всех уровнях управления сводного раздела по всему комплексу мероприятий в области социального развития.
К концу 80-х годов в стране (и в регионах) была создана вполне приемлемая методология подготовки, разработки и реализации планов социального развития.

Она охватывала все трудовые коллективы, районы, города, области, края и республики, отрасли народного хозяйства и завершалась на общегосударственном уровне в виде разделов государственного плана социально-экономического развития
[64,с.16].
В основании системы государственного социально-экономического планирования находился план развития отдельного трудового коллектива (предприятия, организации), в связи с чем содержанию планов этого уровня уделялось первоочередное внимание [135,с.81].Но структура этой системы была несовершенна.
Анализ социальных планов позволил нам сделать вывод, что: число планируемых показателей уменьшалось в направлении "предприятие объединение административно-территориальная единица нижнего уровня область (край) суверенная республика Союз"; состав социальных показателей в указанном направлении менялся также и качественно, наибольшая широта охвата различных сторон жизнедеятельности трудового коллектива достигалась на уровне предприятия; в этом же направлении возрастали координационные функции над интеграционными, нацеленность разрабатываемых планов на 24

[Back]