Проверяемый текст
Минина, Вера Николаевна. Методология социального программирования (Диссертация 1999)
[стр. 42]

главным образом в сфере управления.
С ростом управляемости социальной жизни значение целеполагания в обществе резко возрастает, оно превращается в предпосылку прогрессивных преобразований.
Тем самым субъективность из зачаточной формы развивается в более богатую форму и исходя из этого расширяется основа для воплощения в жизнь принципа свободы как ключевой социальной ценности.
На
всемирно-историческом уровне социальное развитие в качестве главного вектора имеет общественный прогресс.
Идею прогресса разделяют представители теории стадий роста, постиндустриального общества (Д.
Бернард, У.
Ростоу, О.
Тоффлер, Ж.
Фурастье и др.), марксистской школы
(К.
Иванов, В.
Мишин, Г.
Осипов, М.
Руткевич, И.
Семенов и др.).
В то же время в ряде научных направлений прогрессивный характер социальных изменений так или иначе отрицается.
К их числу относятся теории циклического развития общества (П.
Сорокин, А.
Тойнби); концепция социального регресса (Г.
Жоржель, Д.
Оруэлл); трактовка социального развития, в соответствии с которой признается случайный характер прогресса, а следовательно, равная возможность прогрессивных и регрессивных преобразований (X.
Фишер, Н.
Эннан); концепции развития, допускающие прогресс в производительных силах общества (в технике и технологии), но отрицающие его в духовной жизни, в общественных отношениях в целом (У.
Огберн, Д.
Томпсон)
[116, с.
346].
Основой повышения благосостояния являются рост производства жизненных благ в расчете на душу населения в соответствии со сложившейся структурой общественных потребностей, а также улучшение их качественных характеристик.
Однако благосостояние общества и его членов определяется не только объемом и качеством производимых жизненных благ.
Оно зависит также от способов их распределения и характера потребления.

Интересен взгляд на экономическую теорию благосостояния американского ученого А.
Пигу.
Подчеркивая многоплановость этого понятия, А.
Пигу выделяет два его момента.
Во-первых понятие «благосостояние» отражает
[стр. 102]

102 ничена материальными условиями, порожденными природными факторами, в которых целеполагание было преимущественно психофизиологическим процессом индивидуальной деятельности, то с возникновением и дальнейшим развитием разделения общественного труда как фундаментального фактора социальной эволюции происходит постепенное его превращение в социальный процесс, непрерывно совершенствующийся и усложняющийся.
В обществе, характеризующимся достаточно высоким уровнем разделения общественного труда, целеполагание превращается в специфический вид социально организованной деятельности, реализуемый главным% образом в сфере управления.
С ростом управляемости социальной жизни значение целеполагания в обществе резко возрастает, оно превращается в предпосылку прогрессивных преобразований.
Тем самым субъективность из зачаточной формы развивается в более богатую форму, и исходя из этого расширяется основа для воплощения в жизнь принципа свободы как ключевой социальной ценности.
На
данном уровне социальное развитие означает “развертывание” собственной природы человека, его способности к труду и на этой основе обогащение его социальной сущности как совокупности общественных отношений, социальных связей, воплощенных в человеческой личности.
На это обстоятельство обратил внимание К.
Маркс, который исходил из того, что результатом общественного производства является «не что иное, как развитие производительных сил человечества, то есть развитие богатства человеческой природы как “самоцель”».31 Развитие собственной природы человека сложный, неоднозначный процесс, как процесс развития самого труда.
В его основе противоречие между наличными и опредмеченными трудовыми способностями человека, суть которого в том, что при взаимодействии субъекта (инди31Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
26.
Ч.
II.
С.
123

[стр.,108]

108 Так, идею прогресса разделяют представители теории стадий роста, постиндустриального общества (Д.
Бернард, У.
Ростоу, О.
Тоффлер, Ж.
Фурастье и др.), марксистской школы
в социологии (К.
Иванов, В.
Мишин, Г.
Осипов, М.
Руткевич, И.
Семенов и др.).
В то же время в ряде научных направлений прогрессивный характер социальных изменений так или иначе отрицается.
К их числу относятся теории циклического развития общества (П.
Сорокин, А.
Тойнби); концепция социального регресса (Г.
Жоржель, Д.
Оруэлл); трактовка социального развития, в соответствии с которой признается случайный характер прогресса, а следовательно, равная возможность прогрессивных и регрессивных преобразований (X.
Фишер, Н.
Эннан); концепции развития, допускающие прогресс в производительных силах общества (в технике и технологии), но отрицающие его в духовной жизни, в общественных отношениях в целом (У.
Огберн, Д.
Томпсон).37
Данное обстоятельство ставит нас перед необходимостью более подробно рассмотреть содержание прогрессивных преобразований в обществе, поскольку это имеет принципиальное значение для организации целеполагающей деятельности в системе управления.
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что общественный прогресс имеет исторически конкретный характер.
Так, возникновение классов в свое время явилось прогрессивной ступенью в развитии общества, поскольку классовые противоречия на протяжении длительного исторического периода играли роль мощного фактора социальных изменений.
Вытеснив на втоit рой план природную детерминацию, они по существу превратили социально-историческую детерминацию в основу изменения общественных отношений, производительных сил общества и, пожалуй, самой социоприродной системы.
37 Подробнее об этом см.: Мишин В.
И.
Общественный прогресс.
Горький, 1970.
С.
5.


[стр.,111]

распоряжении отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом и использующихся для удовлетворения индивидуальных, групповых или общественных потребностей.38 Основой повышения благосостояния являются рост производства жизненных благ в расчете на душу населения в соответствии со сложившейся структурой общественных потребностей, а также улучшение их качественных характеристик.
Однако благосостояние общества и его членов определяется не только объемом и качеством производимых жизненных благ.
Оно зависит также от способов их распределения и характера потребления.

По мере возрастания роли личного фактора социально-щ экономического развития общество должно гарантировать каждому гражданину социально признанный жизненный стандарт, то есть распределять блага в соответствии с базисными потребностями людей (в пище, одежде, жилище, средствах коммуникации, труде, образовании, здравоохранении).
Необходимо также совершенствовать социальные модели распределения и потребления жизненных благ, обеспечивая, с одной стороны, планомерное формирование разумных потребностей, развитие творческой составляющей человеческой личности, а с другой рациональное использование имеющихся в наличии ресурсов.
Социально-экономические различия между людьми, сохраняющиеся в современном обществе, представляют собой формы общественного разделения труда между людьми, то есть закрепления отдельных групп людей пожизненно или на длительный срок за экономически неоднород> ными видами труда.
Суть социально-экономических различий между людьми состоит в том, что работники умственного и физического, аграрного и индустриального, производительного и непроизводительного труда, жители гороI l l 38Волчкова JI.
Т.
Темпы и пропорции социального развития: теория и методология макропланирования.
Автореф.
докт.
дисс.
СПб., 1993.
С.
18.

[Back]