Проверяемый текст
Минина, Вера Николаевна. Методология социального программирования (Диссертация 1999)
[стр. 79]

профессиональным, статусным и другим группам; психологическая обстановка, настроение и пр.
[46, с.
107].
В связи с расширением сферы моделирования в управлении весьма перспективным способом получения групповых экспертных оценок становится деловая игра.
В программировании деловая игра это форма имитации деятельности участников программы по достижению поставленных целей на модели программного объекта.
Ее ядром является сценарий, который составляется заранее в соответствии с целями и задачами игры.
В сценарии оговариваются распределение ролей, основные правила проведения игры, формы контроля и подведения итогов, принципы стимулирования участников.
Успех игры гарантирован соблюдением таких правил, как обязательное наличие неопределенности в принятии решения; неформализуемость ситуации; обеспечение динамичности изменения обстановки в зависимости от решений участников игры; обязательное поощрение активной деятельности участников
[135, с.
131].
Коллективное мнение воплощается в выборе определенного варианта развития модели программного объекта на основе анализа множества возможных вариантов и с учетом взаимодействия интересов участников игры.
Компромиссное решение достигается путем разрешения возникающих в ходе обсуждения разногласий, конфликтов между участниками.

Следует отметить, что деловая игра может служить не только способом получения групповой экспертной оценки в ситуации выбора.
Она также может выступать методом разработки вариантов решения социальной проблемы, особенно тогда, когда последняя является новой для системы управления и не существует пока отлаженных механизмов ее решения.
При этом, по нашему мнению, наиболее эффективным видом игры выступает мозговая атака.
Метод мозговой атаки предполагает создание мощной интеллектуальной системы, существенно превышающей сумму отдельных интеллектуальных элементов, способной к многоаспектному, комплексному анализу проблемы и возможностей ее решения.
Суть данного метода состоит
[стр. 256]

256 ситуация, что крайне затрудняет поиск компромиссного решения.
И даже если компромисс во мнениях достигнут, полученную информацию трудно рассматривать как достоверную.
Это объясняется влиянием на процесс выбора таких психологических факторов, как навязывание мнения опре-I деленной группы другим участникам; принадлежность конкретных участников к профессиональным, статусным и другим группам; психологическая обстановка, настроение и пр.
В связи с расширением сферы моделирования в управлении весьма перспективным способом получения групповых экспертных оценок становится деловая игра.
В программировании деловая игра это форма имитации деятельности участников программы по достижению поставленных целей на модели программного объекта.
Ее ядром является сценарий, который составляется заранее в соответствии с целями и задачами игры.
В сценарии оговариваются распределение ролей, основные правила проведения игры, формы контроля и подведения итогов, принципы стимулирования участников.
Успех игры гарантирован соблюдением таких правил, как обязательное наличие неопределенности в принятии решения; неформализуемость ситуации; обеспечение динамичности изменения обстановки в зависимости от решений участников игры; обязательное поощрение активной деятельности участников.

Коллективное мнение воплощается в выборе определенного варианта развития модели программного объекта на основе анализа множества возможных вариантов и с учетом взаимодействия интересов участников игры.
Компромиссное решение достигается путем разрешения возникающих в ходе обсуждения разногласий, конфликтов между участниками.

Хотя деловая игра не свободна от влияния психологических факторов на выбор управленческого решения, все же при хорошей организации она дает информацию более высокого качества, нежели конференции или

[стр.,257]

* совещания.
Это достигается посредством воссоздания реальной ситуации выбора, в которой оказываются ее участники.
Следует отметить, что деловая игра может служить не только способом получения групповой экспертной оценки в ситуации выбора.
Она также может выступать методом разработки вариантов решения социальной проблемы, особенно тогда, когда последняя является новой для системы управления и не существует пока отлаженных механизмов ее решения.
При этом, по нашему мнению, наиболее эффективным видом иг-* ры выступает мозговая атака.
Метод мозговой атаки предполагает создание мощной интеллектуальной системы, существенно превышающей сумму отдельных интеллектуальных элементов, способной к многоаспектному, комплексному анализу проблемы и возможностей ее решения.
Суть данного метода состоит
в разделении во времени на несколько этапов процесса решения проблемы (генерация идей, критика, конструктивная проработка идей в классической форме) в условиях коллективного взаимодействия.
На первом этапе формируется банк идей.
Любая идея принимается без критики, даже если она выглядит абсурдной.
На втором идеи подвергаются критическому анализу.
На третьем этапе осуществляется поиск вариантов их реализации.51 Как всякая деловая игра мозговая атака подчиняется определенным правилам, в которых раскрываются ее назначение и сущность.
Мы выделяем шесть основных правил, а именно: на этапе генерации идей абсолютно запрещена критика в любой форме, и в том числе иронией или даже полным молчанием; поощряются оригинальные, даже фантастические, идеи, а также их обобщение, комбинация; все ответы участников фиксируются и объективируются; ответы должны быть краткими, должны приниматься без обоснования; синтез, критика и оценка идей проводятся 257 i 51 Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач: Экономический всеобуч /Под ред.
В.
И.
Матирко.
М., 1991.
С.
47.

[Back]