Проверяемый текст
Минина, Вера Николаевна. Методология социального программирования (Диссертация 1999)
[стр. 80]

в разделении во времени на несколько этапов процесса решения проблемы (генерация идей, критика, конструктивная проработка идей в классической форме) в условиях коллективного взаимодействия.
На первом этапе формируется банк идей.
Любая идея принимается без критики, даже если она выглядит абсурдной.
На втором идеи подвергаются критическому анализу.
На третьем этапе осуществляется поиск вариантов их реализации
[46, с.
267].
Как всякая деловая игра, мозговая атака подчиняется определенным правилам, в которых раскрываются ее назначение и сущность.
Мы выделяем шесть основных правил, а именно: на этапе генерации идей абсолютно запрещена критика в любой форме и в том числе иронией или даже полным молчанием; поощряются оригинальные, даже фантастические идеи, а также их обобщение, комбинация; все ответы участников фиксируются и объективируются; ответы должны быть краткими, должны приниматься без обоснования; синтез, критика и оценка идей проводятся
специальной группой в конструктивной форме; все участники должны быть административно, юридически независимы друг от друга.
Соблюдение названных правил «снимает психологические барьеры» в процессе поиска решений, способствует раскрепощению творческого потенциала участников, усиливает их заинтересованность широко, многоаспектно мыслить, синтезировать полученную информацию.
Условиями успешного проведения мозговой атаки являются: правильно подобранный состав экспертов, наличие сценария, в котором оговариваются правила, последовательность игры, распределяются роли, намечаются основные формы контроля за ее ходом, наличие специально подготовленных организаторов игры, создание комфортной обстановки ее проведения, настраивающей на деловое, творческое общение.
Метод мозговой атаки позволяет решать социальные проблемы принципиально, без детальной проработки.
Однако с точки зрения управления этого недостаточно.
Чтобы довести решение до приемлемого, рабочего уровня, необходимо использовать такие традиционные методы, как
[стр. 257]

* совещания.
Это достигается посредством воссоздания реальной ситуации выбора, в которой оказываются ее участники.
Следует отметить, что деловая игра может служить не только способом получения групповой экспертной оценки в ситуации выбора.
Она также может выступать методом разработки вариантов решения социальной проблемы, особенно тогда, когда последняя является новой для системы управления и не существует пока отлаженных механизмов ее решения.
При этом, по нашему мнению, наиболее эффективным видом иг-* ры выступает мозговая атака.
Метод мозговой атаки предполагает создание мощной интеллектуальной системы, существенно превышающей сумму отдельных интеллектуальных элементов, способной к многоаспектному, комплексному анализу проблемы и возможностей ее решения.
Суть данного метода состоит в разделении во времени на несколько этапов процесса решения проблемы (генерация идей, критика, конструктивная проработка идей в классической форме) в условиях коллективного взаимодействия.
На первом этапе формируется банк идей.
Любая идея принимается без критики, даже если она выглядит абсурдной.
На втором идеи подвергаются критическому анализу.
На третьем этапе осуществляется поиск вариантов их реализации.51
Как всякая деловая игра мозговая атака подчиняется определенным правилам, в которых раскрываются ее назначение и сущность.
Мы выделяем шесть основных правил, а именно: на этапе генерации идей абсолютно запрещена критика в любой форме, и в том числе иронией или даже полным молчанием; поощряются оригинальные, даже фантастические, идеи, а также их обобщение, комбинация; все ответы участников фиксируются и объективируются; ответы должны быть краткими, должны приниматься без обоснования; синтез, критика и оценка идей проводятся
257 i 51 Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач: Экономический всеобуч /Под ред.
В.
И.
Матирко.
М., 1991.
С.
47.


[стр.,258]

258 специальной группой в конструктивной форме; все участники должны быть административно, юридически независимы друг от друга.
Соблюдение названных правил "снимает психологические барьеры" в процессе поиска решений, способствует раскрепощению творческого потенциала участников, усиливает их заинтересованность широко, многоаспектно мыслить, синтезировать полученную информацию.
Условиями успешного проведения мозговой атаки являются: правильно подобранный состав экспертов, наличие сценария, в котором оговариваются правила, последовательность игры, распределяются роли, намечаются основные формы контроля за ее ходом, наличие специально подготовленных организаторов игры, создание комфортной обстановки ее проведения, настраивающей на деловое, творческое общение.
Метод мозговой атаки позволяет решать социальные проблемы принципиально, без детальной проработки.
Однако с точки зрения управления этого недостаточно.
Чтобы довести решение до приемлемого, рабочего уровня, необходимо использовать такие традиционные методы, как
балансовый, нормативный, метод последовательных или вариантных приближений и др.
Таким образом, в процессё программирования обеспечивается взаимосвязь традиционных и инновационных способов решения проблем.
Наряду с мозговой атакой методом, позволяющим найти инновационные решения социальных проблем, является социальный эксперимент.
Его главные достоинства состоят в том, что, во-первых, с его помощью можно найти более эффективное решение типичных проблем.
Вовторых, данный метод позволяет привлекать к управлению, активным действиям людей, имеющих непосредственное отношение к проблемной ситуации.
И в-третьих, с его помощью можно апробировать разработанные социальные технологии на относительно небольшом социальном объекте до начала их широкого внедрения в практическую жизнь.

[Back]