Проверяемый текст
Карцева, Наталья Сергеевна; Договор аренды недвижимости в современном российском гражданском законодательстве (Диссертация 2004)
[стр. 31]

назначению, еще (и главным образом) в том, что такая вещь становится индивидуально определенным имуществом, что имеет соответствующие юридические последствия, установленные законом (в качестве прмсра можно привести норму ст.
607 ГК РФ о том, что при отсутствии в договоре данных, позволяющих индивидуализировать объект аренды, договор считается незаключенным).
Поэтому решающим критерием отнесения имущества к недвижимому является его неразрывная юридическая связь с участком земли, который, в свою очередь, сам является недвижимостью, причем недвижимостью,
если можно так выразиться, «по рождению», или «по природе».
Функциональное использование объектов недвижимости весьма разнообразно.
Например, они могут использоваться для постоянного проживания людей, административных целей, в целях производства товаров, выполнения работ и оказания услуг и др.
В проекте Гражданского уложения России
содержалось определение недвижимости, к которой относились земля, строения и сооружения, неподвижно к земле прикрепленные (дома, заводы и т.д.).1 С отменой частной собственности на землю Декретом о земле 1917г.2 деление вещей на движимые и недвижимые утратило смысл, и в Гражданском кодексе РСФСР 1922г.3 законодатель отказался от понятия недвижимого имущества.
В течение длительного периода времени (вплоть до 1990г.) отечественное законодательство по сути не знало разделения имущества на
движимое и недвижимое, поскольку в условиях доминирования государственной собственности такое деление просто не имело значения.
Так, Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.4 вообще не содержал раздела о вещах, и только в разделе
«Право собственности» можно было обнаружить некоторые опосредованные признаки того, что законодатель все-таки придавал понятию недвижимого имущества определенное значение, поскольку были установлены определенные особенности его гражданского оборота (нормы о праве личной собственности на дом).
Категория недвижимого имущества получила дальнейшее развитие в Гражданском кодексе РФ,
принятом в 1994 г.
В ст.
130 ГК РФ содержится 1См.: Гражданское уложение.
Кн.
V.
Обязательства.
Т.
5.
С объяснениями.
СПб., 1899.
С.
231 -232.
2 СУ РСФСР.
1917.
№ I.
Ст.
3.
2 СУ РСФСР.
1922.
№ 70.
4 Свод законов РСФСР.
1964.
T.2.
С.7.
31
[стр. 31]

кретизировал понятие неразрывной связи с землей указанием на то, что перемещение таких объектов причиняет несоразмерный ущерб их назначению, но не означает невозможности такого переноса вообще.
Таким образом, общепризнанное в научном мире положение о том, что “только невозможность отделения недвижимости от земли будет указывать на прочную связь этого имущества с земельным участком”1означает невозможность отделения такого имущества от конкретного земельного участка в юридическом, а не в физическом смысле.
Правовое значение неразрывности связи вещи с конкретным земельным участком состоит, помимо оценочного понятия причинения перемещением этой вещи в пространстве несоразмерного ущерба ее назначению, еще (и главным образом) в том, что такая вещь становится индивидуально определенным имуществом, что имеет соответствующие юридические последствия, установленные законом.
Можно привести в пример норму ст.
554 ГК РФ о том, что при отсутствии в договоре данных, позволяющих индивидуализировать предмет купли-продажи недвижимости, договор считается незаключенным.
Поэтому решающим критерием отнесения имущества к недвижимому является его неразрывная юридическая связь с участком земли, который, в свою очередь, сам является недвижимостью, причем недвижимостью
“по природе”.
В проекте Гражданского уложения России
уже содержалось определение недвижимости, к которой относились земля, строения и сооружения, неподвижно к земле прикрепленные (дома, заводы и т.д.).
С отменой частной собственности на землю Декретом о земле 1917 г.
деление вещей на движимые и недвижимые утратило смысл.

В Гражданском кодексе РСФСР 1922 г.
законодатель отказался от понятия недвижимого имущества.
В течение длительного периода времени (вплоть до 1990 г.) отечественное законодательство по сути не знало разделения имущества на
1 Аксюк И.В.
Понятие недвижимости и ее оборотоспособность// Северокавказский юридический вестник.
1998, № 1.— С.88.


[стр.,32]

движимое и недвижимое, поскольку в условиях доминирования государственной собственности такое деление просто не имело значения.
Так, Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
вообще не содержал раздела о вещах, и только в разделе
“Право собственности” можно было обнаружить некоторые опосредованные признаки того, что законодатель все-таки придавал понятию недвижимого имущества определенное значение, поскольку были установлены определенные особенности его гражданского оборота (например, нормы о праве личной собственности на дом).
С начавшейся в 1990 г.
земельной реформы и признанием в Законе “О земельной реформе” от 23.10.90 г.
права частной собственности на землю началось возрождение в российском праве деления вещей на движимые и недвижимые, которое фактически было легализовано Законом о собственности в РСФСР от 24.12.1990 г.
и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
(Далее Основы гражданского законодательства).1 Так, п.2 ст.
4 Основ гражданского законодательства было установлено, что «имущество подразделяется на недвижимое и движимое».
К недвижимому имуществу были отнесены земельные участки и все, что прочно с ними связано, как-то: здания, сооружения, предприятия, иные имущественные комплексы, многолетние насаждения, а также имущество, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Категория недвижимого имущества получила дальнейшее развитие в Гражданском кодексе РФ,
принятым в 1994 г.
В ст.
130 ГК РФ содержится развернутое определение недвижимости, к которой отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение который без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
К недвижимым вещам законодатель отнес также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутрен1Ведомости СССР, 1991, № 26, ст.
733.

[Back]