Проверяемый текст
Карцева, Наталья Сергеевна; Договор аренды недвижимости в современном российском гражданском законодательстве (Диссертация 2004)
[стр. 47]

отличающегося в первую очередь от правового режима вещей движимых.
Объекты недвижимого имущества, являясь предметом арендных отношений, приобретают свою специфику в процессе установления данных отношений.
Это касается, в частности, условий заключаемого договора аренды, предметом которого выступает конкретное недвижимое имущество.
Подводя итог исследованию недвижимости как объекта рынка аренды недвижимости можно сделать следующие выводы: С развитием рыночной экономики недвижимость выступает как товар, а арендные отношения заняли одно из первых мест.
Необходимость выделения недвижимого имущества из общего числа объектов аренды вызвана рядом объективных факторов: это наиболее фундаментальный, основательный товар; индивидуально-определенный и неповторяемый; характеризуется долговечностью и высокой стоимостью; нуждается в постоянном управлении.
Законодатель среди видов недвижимости выделяет только здания (сооружения).
Однако эти понятия охватывают лишь часть общего понятия «недвижимость».
Здание как объект недвижимости имеет в своем составе помещения, которые в свою очередь
также могут быть отдельным объектом недвижимости, отличным от здания, способным быть самостоятельным объектом обязательственных отношений, в том числе арендных.
Целесообразно на уровне органов в области архитектуры и строительства обозначить конкретные характеристики зданий и сооружений, их отличия друг от друга, системные и структурные качества и др.
в виде соответствующих норм и правил.
Деление зданий на основные и служебные, отвечающее цивилистическому подходу деления вещей на главную вещь и принадлежность, утрачивает свое значение.
Либо такие объекты рассматриваются как единый объект, и права на них регистрируются как одно целое, либо права на них регистрируются отдельно, и сам этот факт означает отсутствие какой-либо юридической связи между «главным» зданием и принадлежностью.
47
[стр. 81]

81 следует из ст.
1 Закона о регистрации прав на недвижимость.
Поэтому гораздо большее правовое значение имеет различие не между зданиями и сооружениями, а между зданиями и помещениями.
По нашему мнению, единственное юридически значимое отличие между зданиями и сооружениями * состоит лишь в том, что здание как объект недвижимости имеет в своем составе помещения, которые, в свою очередь могут быть отдельным объектом недвижимости, отличным от здания, способным быть самостоятельным объектом обязательственных отношений, в том числе и арендных.
Проблема проведения отличий между зданием и помещением была заложена уже в самом определении недвижимости в ст.
130 ГК РФ и проявилась с принятием Закона о регистрации прав на недвижимость в ст.
1 которого в числу недвижимого имущество искусственного происхождения помимо зданий и сооружений были отнесены жилые и нежилые помещения, а определения нежилых помещений ГК РФ не содержит.
Вряд ли можно согласиться с мнением тех авторов, которые полагают, что понятие «помещение» равнозначно понятию «здание» и что нежилые помещения объединяются под общим значением «здание»2.
Определение помещения как простой части здания и применение к нему всех правил об аренде зданий и сооружений невозможно, поскольку помещение, хотя и являясь частью здания в физическом, конструктивном смысле, является отдельным, отличным от здания самостоятельным объектом гражданско-правовых отношений.
Косвенно эта точка зрения подтверждается судебной практикой.
Так, в п.
1 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 66 от 11.01.2002 г.
указывается, что отношения сторон по передаче во временное использование для размещения рекламы крыши здания не могут рассматриваться как л 1Витрянский В.
В.
Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг.М.:»Статут», 2000.С.
181-182; Ерш A.B.
Здания и сооружения как предмет договора аренды// Вестник ВАС РФ.
2000, № 8.
2Исрафилов И.
Аренда нежилых помещений// Хозяйство и право.
1997, № 10.— С.
113; Аксюк И.В.
Понятие недвижимости и ее оборотоспособность// Северокавказский юридичбеский вестник.
1998.
№ 1— С.
88.


[стр.,83]

подчиненное значение и используется для его обслуживания1, как нам представляется, утрачивает свое значение в силу следующих обстоятельств.
С вступлением в силу Закона о регистрации прав на недвижимость объектом недвижимости может быть как комплекс строений, состоящий, например, из «главного» здания и его «принадлежности» в виде вспомогательного строения, которые в совокупности рассматриваются как единый объект учета прав, так и каждое из таких строений в отдельности.
Поэтому бессмысленно говорить об известном правиле «принадлежность следует судьбе вещи» в отношении таких объектов.
Они либо рассматриваются как единый объект недвижимости, и права на эти строения регистрируются как на одно целое, либо права на них регистрируются отдельно, и сам этот факт означает отсутствие какой-либо юридической связи между «главным» зданием и «принадлежностью».
В литературе часто встречается также деление зданий по своему функциональному назначению на две группы с различными правовыми режимами использования: жилые и нежилые.
Согласно этому делению, к нежилым относят промышленные, производственные, административные, коммунально-бытовые и тому подобные здания, не предназначенные для постоянного проживания людей; соответственно, жилыми считаются те здания, которые имеют как раз такое назначение.
Здесь необходимо отметить, что ГК РФ не содержит понятия «жилое здание» (равно как и «нежилое»).
В главе 35 ГК РФ говорится о жилом помещении, каковым может являться квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома.
Наем жилых помещений представляет собой самостоятельный вид обязательств, отличный от аренды, и выделен в отдельную главу ГК РФ, что обусловлено высокой социальной значимостью отношений по найму жилья.
83 1Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный).
2-е изд., испр.
и доп.
/ Отв.
ред.
О.
Н.
Садиков.— М.: Изд.
группа ИНФРА-М— НОРМА, 1997.С .219.

[Back]