Проверяемый текст
Голованова Екатерина Игоревна. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI - XIX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 32]

ресами.
Этого достаточно, чтобы характеризовать такое проявление коррупции как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.
Часто должностное лицо действует не только в своих интересах, но и в интересах другой стороны (гражданина, представителя бизнеса, другого должностного лица).
Эта сторона нуждается в определенных услугах должностного лица, которые оно и предоставляет, но не в рамках обычного выполнения своих обязанностей, а за некоторое вознаграждение, которое не предусмотрено нормами и скрывается участниками сделки от общества.
В этом случае говорят о таком проявлении коррупции, как взяточничество.
Часто наиболее распространенные проявления коррупции, заключающиеся в получение взяток за «оказание услуг» или «снятие преград» называют административной коррупцией.
Государственная коррупция существует постольку, поскольку
чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений.
В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства; государственная или муниципальная собственность; государственные заказы или льготы;
медицинские, образовательные и иные социальные услуги, которые должно оказывать государство, и т.п.
Второй подход трактует коррупцию как определенный вид социальноэкономических отношений.
Это касается, как правило, той разновидности коррупции, которая сопряжена со взяточничеством, поскольку взятка это некоторый вид отношений, в который вступают стороны.
Третий подход рассматривает коррупцию как набор универсальных стратегий поведения больших социальных групп.
Например, «покупка» посредством взяток государственных услуг есть универсальная стратегия компенсации дефицита услуг или низкого качества услуг, которые должны предоставляться государством.
Четвертый подход основан на принципиальном разделении коррупции как некоего системного общественного явления и частных видов коррупции (низовой и верхушечной, западной и восточной, захвата власти и захвата 32
[стр. 27]

этом случае лицо, понесшее ущерб, может требовать его возмещения от соответствующего государства.
Однако если истец по собственной неосторожной вине способствовал причинению ущерба или его усугублению, то объем возмещения ущерба уменьшается или в его возмещении может быть отказано.
Для устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, Конвенция обязывает каждую сторону установить в своем внутреннем праве положение, согласно которому любой контракт' или его часть, предусматривающие совершение акта коррупции, являются недействительными и не имеющими юридической силы (ч.
1 ст.
8).
Также каждая сторона обязана предусмотреть в своем внутреннем праве надлежащую защиту от любой неоправданной меры тех служащих, которые имеют основания подозревать наличие коррупции и добросовестно сообщают о своем подозрении компетентным лицам или властям (ст.
9).
Следует также отмстить, что уголовно-правовая конвенция предусматривает право государств-участников делать оговорки в отношении квалификации определенных действий как коррупционных, а гражданско-правовая конвенция полностью исключает любую возможность оговорок в отношении какого-либо своего положения (ст.
17).
Таким образом, как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения.
Как правило, в большинстве случаев принято говорить о государственной коррупции, поскольку именно она наносит самый невосполнимый ущерб как экономике, так и всему устою общественных отношений.
Государственная коррупция существует постольку, поскольку
существует возможность чиновника распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений.
В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы
и т.п.
Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник государственная казна, если не законен то эго собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник1.
Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (Конституцией, законами и другими нормативными актами) и 1 Россия и коррупция: кто кого?// Российская газета от 19.02.1998 г.

[Back]