В жизни Русского Китая важную роль сыграла Православная церковь. Она играла интегрирующую роль и была мощной духовной опорой для российских эмигрантов, которые оказались в чужой стране и были оторваны от своей исторической родины, своих духовных корней. Православные церкви в Харбине, зоне КВЖД, Шанхае и Трехречье часто были главным духовным стержнем, который объединял и поддерживал белоэмигрантов в тяжелое время. Значительное влияние на жизнь эмигрантов в Китае оказывала печать. Созданные русскоязычные газеты и журналы духовно поддерживали беженцев, давали информацию о наличии рабочих мест в различных регионах Китая и других странах. Материалы, печатавшиеся в газетах, журналах и книгах были важной составной частью интеллектуального, политического и литературного наследия русской эмиграции в Китае. Все эти обстоятельства в дальнейшем оказали определенное влияние на социокультурное развитие ряда районов Китая. Ситуация потребовала от белоэмигрантов приспособления к новой социально-экономической, политической и этнокультурной реальности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что, несмотря на имевшиеся проблемы, социальная адаптация эмигрантов прошла достаточно успешно в Харбине, зоне КВЖД, Шанхае и Трехречье. Автор предполагает, что вышеизложенное явилось результатом успешной реализации белоэмигрантами имевшихся интеллектуальных, профессиональных и / трудовых навыков, а также ментальности дореволюционной России. В Харбине, зоне КВЖД, Трехречье и Шанхае проще было найти работу и жилье. В Харбине и зоне КВЖД на железной дороге, в различных учебных заведениях, мелких предприятиях магазинах и ресторанах были трудоустроены тысячи гражданских беженцев. В Трехречье казаки со своими семьями осваивали пустующие земли, ввели в севооборот новые, неизвестные в Китае зерновые и овощные культуры, развели новые породы 160 |
менее болезненным и не столь трудным, как в Европе, где подобных условий не было. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Китае была создана уникальная’часть Русского Зарубежья. Отличительной особенностью этой эмиграции было то, что белоэмигранты проживали, как. правило, обособленно, объединялись вокруг своих лидеров, создавали свои организации. Многие белоэмигранты, в; силу своих социокультурных особенностей, считало себя хранителем и носителем своей самобытной культуры и быта., Это.в полной мере проявилось-за границей, когда белоэмигранты сразу стали создавать свои: станицы, хутора, микрорайоны в.городах, музеи, библиотеки, ансамбли песни и танца, а также православные? храмы. Настоящими центрами: этого; своеобразного зарубежья стали Харбин, Шанхай и Трехречье. * ■/', • ’С/ Белоэмигранты после прибытия: в. Китай вынуждены. были адаптироваться к иной этнокультурной среде страны пребывания,, но-при этом они стремилось сохранить свой национальногкультурный облик;и образ жизни; Для этих целей они-' стремились компактно-селиться, создавать свои поселения в разных районах Китая. Ситуация потребовала от.белоэмигрантов приспособления к новой социально-экономической, политической; и этнокультурной4 реальности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что, несмотря -на имевшиеся проблемы, социальная адаптация эмигрантов прошла достаточно успешно в Харбине, зоне КВЖД, Трехречье и Шанхае.. Автора предполагает, что вышеизложенное явилось результатом успешной , реализации белоэмигрантами: имевшихся интеллектуальных, профессиональных и трудовых навыков, а также ментальности дореволюционной России. В-Харбине, зоне КВЖД, Трехречье и Шанхае проще было найти работу, жилье, имелась целая сеть православных церквей. В Харбине и Трехречье процесс адаптации шел проще еще и потому, что россияне жили там жизнью дореволюционной России. КВЖД давал многим 89 белых войск было много специалистов, хорошо знавших военное дело. Белоэмигранты, прошедшие Первую мировую войну, гражданскую войну в России имели огромный боевой опыт и были востребованы во многих странах мира. Учитывая антисоветскую ориентацию большинства из них, Китай и Япония всячески стремились использовать их в своих военных целях. Драматические события в России; гражданской войны в Китае, конфликты на КВЖД привели к участию в китайскихи японских войсках десятков тысяч белоэмигрантов. Активное участие* белоэмигрантов в гражданской войне в Китае серьезно повлияло на ее ход. Большую работу по сохранению боеспособности белой армии в эмиграции и ее подготовки к будущей борьбе с большевиками провел Русский Общевоинский Союз (РОВС). Созданный в 1924 г. И. Врангелем, он имел в своем составе 5 отделов. Учитывая большое количество белоэмигрантов в. странах Азии, в. 1928 г. вДайрене былсоздан Дальневосточный отдел РОВС во главе с генералом Ханжиным. Кроме этого, в Мукдене, Харбине, Тяньцзине и Шанхае были образованы отдельные воинские организации РОВС. С белоэмигрантами также работали Казачий Союз, различные монархические и другие антисоветские объединения в Китае. Все они подготовили идеологическую платформу для участиябелоэмигрантов в разных военных частях, воевавших с советскими войсками. Многие белоэмигранты, в силу своих социокультурных особенностей, считали себя хранителями и носителями своей самобытной культуры и быта. Это в полной мере проявилось за границей, когда белоэмигранты сразу стали создавать свои казачьи станицы, хутора, музеи, библиотеки, ансамбли песни и танца, а также православные храмы. Настоящими центрами этого своеобразного зарубежья стали Харбин, Шанхай и Трехречье. Проведенное исследование позволяет утверждать, что, несмотря на имевшиеся проблемы, социальная адаптация эмигрантов прошла достаточно успешно в большинстве районов Китая. Автор предполагает, что 139 вышеизложенное явилось результатом успешной реализации белоэмигрантами имевшихся профессиональных и трудовых навыков, а также ментальности дореволюционной России; Но положение белоэмигрантов в Китае, с точки зрения безопасности, несколько отличалось от положения тех, кто перебрался в Европу. Оно было более опасным из-за постоянной угрозы вторжения красных войск и конфликтов, связанных с КВЖД. К тому же китайцы вне мест компактного проживания русских не разрешали китаянкам выходить замуж за русских. Из-за этого часть холостых белоэмигрантов.вьзнуждена была потом уехать в другие страны. Как уже отмечалось, около пятисот тысяч человек в составе белых войск эмигрировали в Китай в 1920-1930-х годах и затем рассеялись по всей стране. Они стремились селиться компактно, иногда переписывались со своими родственниками в России и знали о тех репрессиях, которые проводились в СССР. В 1921 г. в связи с расселением и наличием проблем огромного числа русских беженцев по всему миру Лига Наций создала специализированный институт Верховный комиссариат Лиги Наций повопросам беженцев и военнопленных при Международном бюротруда. На пост верховного комиссара Совета Лиги Наций по беженцам и военнопленным Лига Наций утвердила в 1921 г. кандидатуру известного норвежского исследователя и гуманиста Ф. Нансена. Были определены и основные задачи Верховного комиссариата: распределение русских беженцев по территориям отдельных государств; обеспечение их правовой-защиты; оказание им первой помощи при их устройстве и обеспечение им постоянного местожительства; регламентированная трудовая реализация при посредстве Международного бюро труда и другое146. Создание Верховного комиссариата Лиги Наций по вопросам беженцев и военнопленных при Международном бюро труда было одним из важных 146 Цветана Кьосева. България и руската эмиграция 20-те 50-те години на XX в. София. 2002. С. 50-51. |