языком и другими традициями. Россияне брались за любую черновую работу, учились новым профессиям и занятиям, много и упорно работали, боролись с лишениями, связанными с событиями на КВЖД, Гражданской войной в Китае, японской оккупацией части китайской территории, стойко переносили трудности ради одного обеспечить будущее для себя и своих детей. Наши соотечественники испытывали не только физические, материальные лишения и трудности, но и морально-психологические, связанные с потерей своей Родины. Их угнетала несправедливая утрата всей прежней жизни, прежних личных порядков, потеря Родины и семей, горечь от того, что они добросовестно стремились развивать экономику и культуру Сибири и Дальнего Востока, а их просто выкинули из страны. Но они знали, что спасли свою жизнь и им не грозили репрессии, которые проводились в СССР против бывших офицеров, казаков, промышленников, купцов и интеллигенции, поддерживавших Белое движение или просто не согласных с политикой большевиков. Но они все выдержали и оставили свой заметный след в социально-экономической и культурной жизни принявшей их страны. Несмотря на тяжелейшие первые годы в Китае, белоэмигранты продемонстрировали громадную жизненную силу, профессионализм, умение и способность выживать в неимоверно трудных условиях. Они возродили свою жизнь, напряженно трудились и постепенно обустраивались. За несколько лет белоэмигранты сумели встать на ноги, работая в сельском хозяйстве, промышленности, занимаясь торговлей или служа на флоте и в разных охранных и полицейских формированиях. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что социальноэкономическая адаптация белоэмигрантов прошла достаточно успешно в местах их компактного проживания. В зоне КВЖД, Харбине и Трехречье проще было найти работу, жилье, имелась целая сеть православных церквей. КВЖД и Харбин давали многим работу, жилье и возможность выжить. В Харбине беженцев из России отличал дух стойкости, широкой 164 |
Приморье, третья волна эмиграции белых войск шла сухопутным и морским путем из Дальнего Востока на юг этого государства. Эмиграция белых войск в Китай имела определенные отличия по сравнению с аналогичными процессами, происходившими в Европе. Это было связано с тем, что белоэмигранты шли не на пустое место. Наличие компактных мест поселенияроссиян в Трехречье, зоне КВЖД, Харбине, Шанхае и Синьцзяне привлекало эмигрантов. Там соблюдались традиции и обычаи дореволюционной России, отмечались православные праздники. Молодежь воспитывалась в духе антисоветизма и антибольшевизма, что приводило их к желанию бороться за потерянную родину с оружием в руках. В отличие от стран-Европы можно было быстрее найти работу, жилье, прокормить семью особенно^ в Трехречье, зоне КВЖД, Харбине и Шанхае. Приложив свой труд, интеллект, упорство и умение, освоив пустующие земли, белоэмигранты способствовали определенному развитию некоторых регионов Китая. Белоэмигранты после прибытия в Китай вынуждены были адаптироватьсяк иной этнокультурной' среде страны пребывания, но при этом стремились сохранить свой национально-культурный облик и образ жизни. Для этих целей они стремились компактно селиться в разных регионах Китая. В результате эмигрировавшие россияне сумели приспособиться к новой социально-экономической, политической и этнокультурной реальности. Несмотря на тяжелейшие первые годы в Китае, белоэмигранты продемонстрировали громадную жизненную силу, профессионализм, умение и способность выживать в неимоверно трудных условиях. Они возродили свою жизнь, напряженно трудились и постепенно обустраивались. За несколько лет белоэмигранты сумели встать на ноги, работая в сельском хозяйстве, промышленности, занимаясь торговлей или служа на флоте и в разных военных и полицейских формированиях. Необходимо отметить, что эмигранты военные испытывали не только материальные трудности и лишения, но и моральные. Их угнетала несправедливая утрата всей прежней жизни, прежних личных порядков, потеря Родины и семей, горечь от того, что они добросовестно отстаивали интересы России на фронтах русско-японской и Первой мировой войн, а их просто выкинули из страны. Но они знали, что спасли свою жизнь и им не грозили репрессии, которые проводились в СССР против бывших офицеров, казаков и солдат, воевавших за белых. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что, несмотря на имевшиеся проблемы, социально-экономическая адаптация белоэмигрантов прошла достаточно успешно в Трехречье, зоне КВЖД, Харбине и Шанхае. По мнению автора это явилось результатом успешной реализации белоэмигрантами высокого профессионального и интеллектуального потенциала, имевшихся трудовых навыков1и ментальности дореволюционной России. Этот процесс адаптации там шел успешнее потому, что в Трехречье, зонеТСВЖД и Харбине проще было найти работу, жилье, имелась целая-сеть православных церквей. КВЖД и Харбин давали многим работу, жилье и возможность выжить. В Трехречье белоэмигранты селились компактно в нескольких десятках станиц и деревень, осваивали пустующие земли. В Шанхае белоэмигранты также сумели найти работу и жилье. Все это позволяло россиянам быстрее найти работу, сохранить веру, язык и обычаи. Но положение белоэмигрантов в Китае с точки зрения безопасности несколько отличалось от положения тех, кто перебрался в Европу. Оно было более опасным из-за постоянной угрозы вторжения Красной армии на север Китая и конфликтов, связанных с КВЖД и последовавшей затем ее передачей СССР. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Китае была создана уникальная часть Русского Зарубежья, а Харбин и Шанхай стали их настоящими центрами в Азии. Отличительной особенностью этой эмиграции |