Западной, 7 — на Южной, 1 — в Гирине и 1 — в Мукдене. Часть из этих церквей была построена казаками87. Эти церкви часто были первым местом, где белоэмигрантов всячески поддерживали, через других прихожан беженцам оказывалась помощь в нахождении жилья и трудоустройстве. Церковь духовно поддерживала белоэмигрантов в самый сложный период их пребывания в Китае. В связи с отсутствием системы государственной поддержки в Китае для решения острых социально-экономических проблем самими белоэмигрантами был создан ряд общественных организаций. В общественной и благотворительной работе с этой категорией в Харбине участвовали различные казачьи союзы и объединения, Беженский комитет, Общество инвалидов и Бюро по делам российских эмигрантов и другие. Из всех центров Русского Зарубежья в Азии самая разветвленная и эффективная система по оказанию помощи белоэмигрантам была организована в Харбине. Самое большое количество эмигрантских союзов и объединений в Китае О О было создано там . Как уже отмечалось, по последним данным российских исследователей Китай принял около 500 тысяч белоэмигрантов из России. Город Харбин стал одним из основных центров русской эмиграции, где население русских выросло с 60 тысяч человек в 1918 г. до 165 тысяч человек в 1923 г. Управление КВЖД выделило места для поселения белоэмигрантов в Нахаловке и Остроумово, в Пяньляньцзы, Чжэнъяньхэ района Даоли и постаралось обеспечить многих работой89. В целом Харбин стал настоящим центром Русского Зарубежья в Азии. С ним тесно были связаны эмигрантские центры Шанхая, Мукдена, Пекина, Трехречья, Дайрена, Чань-Чуня, Цицикара, Хайлара и других. Харбинцы также поддерживали тесную связь со своими коллегами в Европе, Монголии, США, Канаде, Австралии и Латинской Америке. В Харбине и Маньчжурии 87 History of Russians in Australia. Sydney, 2004. V. 1. P. 58. 88Ли Сингэн . Русские эмигранты в Китае. Пекин. 1997. (на кит. яз.). С. 57. 89 Россия и Азиатско-Тихоокеанский Регион. 2011, №1. С. 81-82. 64 |
убранством заметно выделялись русские православные церкви, которые строились из камня и дерева, причем с самого основания города и до середины 1940 годов. Церковь длябелоэмигрантов в Маньчжуриистала центром духовного притяжения. Подтверждением этому может служить размах храмостроительства как в Харбине, так и во всей Маньжурии: 21 храм в Харбине,.19 — на Восточной1линии^ 13 — на.Западной, 7 — на Южной, 1 — в Гирине и 1 — в Мукдене. Часть из этих церквей была построена казаками?6... * Эти церкви часто были первым местом, где белоэмигрантам через других . прихожаш оказывалась: помощь, в нахождении жилья и трудоустройстве. Для^ решения* острых социально-экономических проблем белоэмигрантов был созданфяд общественных организаций; В-общественной и. благотворительной работе с этой категорией, кроме казачьих союзов и объединений, участвовали Беженский комитет, Общество инвалидов'и Бюро, по делам; российских эмигрантов и* другие. Из всех центров Русского Зарубежьяв Азии самая 4разветвленная ■и-эффективная система по ■оказаниюпомощи, белоэмигрантам была: организована* в Харбине.; Самое большое количество эмигрантских союзов и объединений было создано там . Как уже отмечалось, по последним^данным российских исследователей Китай принял около 500 тысяч белоэмиграшхжиз России.Город Харбин стал одним: из основных центров русской эмиграции,* где население русских выросло с 60 •тысяч-человек в 1918 г. до 165 тысяч человек в 1923 г. Управление КВЖД выделило места для поселения белоэмигрантов: в Нахаловке иОстроумово, в Пяньляньцзы, Чжэнъяньхэ района Даоли и постаралось обеспечить многих работой68’. 66History of Russsians in Australia. V. 1. Sydney, 2004. P. 58. 67Ли Сингэн .Э го цяо минь цзай чжун го (1917 -1945) (на китайском языке) (Русские эмигранты в Китае). Пекин. 1997. С. 57. 68 Россия и Азиатско-Тихоокеанский Регион. 2011, №1. С. 81-82. 57 В целом Харбин стал настоящим центром Русского Зарубежья в Азии. С ним тесно были связаны эмигрантские центры Шанхая, Мукдена, Пекина, Трехречья, Дайрена, Чань-Чуня, Цицикара, Хайлара и других. Харбинцы также поддерживали тесную связь со своими коллегами в Европе, Монголии, США, Канаде, Австралии и Латинской Америке. В Харбине и Маньчжурии также была создана крупная база антисоветской деятельности на Дальнем Востоке, чему способствовала работа многочисленных казачьих и эмигрантских союзов и объединений, которые ставили своей основной задачей борьбу с большевиками. Многие белоэмигранты сумели устроить свою жизнь не только* в Харбине, но и в Гирине, Чанчуне, Мукдене, Дайрене, Порт-Артуре и других городах Китая69. В первые годы пребывания белоэмигрантов в Китае их жизнь была сложной из-за нехватки работы и жилья. Поэтому их значительная часть перебралась в Америку. Только в 1924 г. после перехода КВЖД в руки советской администрации из Харбина в Америку убыло 10 тыс. человек. Причем это была самаяэнергичная молодежь, пополнившая ряды армий *7П Колчака, Семенова и Дитерихса в годы Гражданской'Войны . 18 сентября 1931 г. Япония оккупировала Харбин и в марте 1935 г. СССР пришлось продать северную часть КВЖД Японии. После этого советские подданные' начали возвращаться* в Россию, а на их места вновь 71 набрали некоторых белоэмигрантов . Другим крупным местом размещения белоэмигрантов стал Шанхай. Почти все жившие на Дальнем Востоке лидеры русских эмигрантов считали Шанхай после Харбина главным центром русской эмиграции и видели в нем город, где необходимо развернуть свою деятельность. Глава русской эмиграции на Дальнем Востоке генерал Д. Л. Хорват часто принимал 69Ли Сингэн. Э го цяо минь цзай чжун го (1917 -1945) (на китайском языке) (Русские эмигранты в Китае). Пекин. 1997. С. 84. 70 ГАРФ. Ф. Р. — 5826. Оп. 1.Д. 161. Л. 79 а. 71 Россия и Азиатско-Тихоокеанский Регион. 2011, №1. С. 82-83. 58 |