Дербул и Ганн, откуда и пошло название Трехречье. На месте первых заимок в 1920-х гг. выросли целые станицы и деревни. Наличие компактных мест проживания русских, живших в этом районе по традициям дореволюционной России, сыграло решающую роль при эмиграции казаков и ряда гражданских лиц. Благодаря трудолюбию и предприимчивости казаков, к 1933 г. в Трехречье насчитывалось 23 маслобойни, 22 мельницы, 5 кирпичных и 4 кожевенных завода, 14 кузниц. Размер посевной площади составлял 10 тыс. гектаров. В Драгоценке Торговый дом «И. Я. Чурин и К0» имел магазин, контору, мукомольную мельницу и механические мастерские. Белоэмигранты внесли серьезный вклад в социально-экономическое развитие Трехречья. Они культивировали новые сорта зерновых и овощных культур, выводили новые породы крупного и мелкого рогатого скота . В начале 1930-х годов в Трехречье еще добирались остатки разгромленных частей атамана Семенова, Унгерна, Бакича, Калмыкова и других вожаков Белого движения, а также крестьян и казаков, бежавших из Сибири в ходе насильственной коллективизации. Активизация антисоветской деятельности в конце 1920-х годов в Китае привела к созданию опорных баз белых военных формирований вдоль советско-китайской границы, в том числе и в Трехречье. Из приграничных районов Китая белые отряды совершали рейды вглубь СССР, нападали на советские деревни и уводили с собой казаков и крестьян. Но далеко не все казаки Трехречья поддерживати идею борьбы с Советской властью. Об этом свидетельствует и высказывание председателя Казачьего союза в Шанхае Г. К. Болотова о том, что казачество мало верит, что частичное участие белых могло помочь делу: «Нас стараются со всех 120 History of Russians in Australia. Sydney, 2004. V. 1. P. 62. 96 |
мнению исследователя Б. Л. Анучина, жизнь в Трехречье в те годы ничем не отличалась от жизни деревень Забайкалья царских времен. В течение 1920-1930 гг. в Трехречье существовало 21 русское поселение с населением около 23 тыс. русских. Трудолюбие, русских беженцев, наличие свободной рабочей силы, свобода предпринимательства сразу стали давать положительные результаты: хорошие урожаи, увеличение поголовья молочного и мясного скота, лошадей, домашней птицы. Был открыт целый ряд маслобоен, мельниц, кирпичных, кожевенных И' других заводов. Однако анализ показывает, что район Трехречья*не стал спокойным местом жизни' казаков-эмигрантов; Происходившие военные и политические события вносили свои существенные коррективы в жизнь трехреченцев. После 1922 г. в Трехречье' потянулись военнослужащие из.разбитых белых армий. В 1925-1926 гг. туда стали прибывать русские эмигранты, уволенные с КВЖД. По мнению исследователя А. Кайгородова, в 1945 г. в Трехречье было 25 тыс. человек. Центром казачьих поселков было село Драгоценка. Там находилось.Станичное правление, жил Станичный атаман, находился станичный Петро-Павловскийсобор44. В конце 1920-х начале 1930-х годов в Трехречье еще добирались остатки разгромленных частей атамана Семенова, Унгерна, Бакича, Калмыкова и других вожаков Белого движения. До предела взвинченные неудачами и беспрерывными боями, эти до зубов вооруженные люди вели себя буйно, часто затевали драки, беспробудно пьянствовали и даже грабили. Так в деревне Верх-Кули они разграбили воронцовские' маслодельные заводы. Часть из этих белоэмигрантов потом осела в Трехречье, а часть последовала дальше к Хайлару, вглубь Барги. Активизация антисоветской деятельности в конце 1920-х годов в Китае привела к созданию опорных баз белых военных формирований вдоль 44 Пеньковский Д. Д. Эмиграция казачества из европейской и азиатской частей России и ее последствия (1920-1945 гг.). М., 2009. С. 250-251. 37 советско-китайской границы, в том числе и в Трехречье. Из приграничных районов белые отряды совершали рейды вглубь СССР, нападали на советские деревни, постоянно вели обстрелы с китайской территории. Но далеко не все казаки Трехречья поддерживали идею борьбыс Советской властью. Об этом свидетельствует и высказывание председателя Казачьего союза в Шанхае Г. К. Бологова о том, что казачество мало верит, что частичное участие белых могло помочь делу: «Нас стараются со всех сторон втянуть в политику, но, будучи воинами и казаками, мы от таковой отказываемся»45. О существовании среди белоэмигрантов Трехречья двух прямо противоположных мнений о необходимости борьбы против-СССР’знали и китайские власти. Когда руководители эмигрантских организаций Харбина попросили китайские власти помочь в» создании вооруженных отрядов в Трехречье, администрация отказалась, так как китайские власти, опасались повторения карательных акций Красной1армии в этом регионе, как это уже было несколько раз. В -1929*г. произошел советско-китайский конфликт, и мирная'жизнь трехреченцев была нарушена. Пограничные войска’ Дальневосточной Красной армии, захватив Трехречье, жестоко расправились с белоэмигрантами. Были разгромлены казачьи поселки, расстреляны десятки людей, хозяйства разграблены, скот угнан в СССР. Понадобилось несколько лет, чтобы восстановить разрушенное хозяйство района; После захвата японцами Маньчжурии японские власти стали использовать антисоветски настроенных казаков Трехречья в своих военных формированиях. Особенно активнояпонцы использовали забайкальских, амурских и уссурийских казаков, враждебно настроенных против Советской власти. В результате Трехречье стало одним из центров активности белых отрядов в Китае. Здесь были сосредоточены основные силы трех крупных 45 Аблова Н. Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина XX в.). М., 2004. С. 225. 38 |