Проверяемый текст
Никонов, Александр Николаевич; Политико-правовые проблемы взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов в условиях административной реформы : На материалах Центрального федерального округа (Диссертация 2004)
[стр. 107]

J 107 Что же в настоящее время представляет собой российская модель государственного устройства и существующая в Российском государстве «властная конструкция»? Какова природа власти в Российской Федерации? Ответы на эти вопросы предполагают постановку проблемы не только в теоретическом (нормативном) аспекте, но и в аспекте практическом, предполагающем учет реального состояния внутригосударственных отношений в России.
Упрощенное или, точнее сказать, утрированное представление функций каждого уровня власти в Российской Федерации позволяет ответить на многие сложные политические вопросы и перевести их в разряд достаточно простых.
Во-первых, это — выявление и устранение (смягчение) конфликтных элементов, существующих в системе государственного управления.
Природа
наиболее типичных конфликтных элементов связана с разграничением предметов ведения и полномочий между властными структурами как по вертикали (федерация — субъект федерации — муниципальное образование), так и по горизонтали му институту полномочных представителен президента нельзя не отметить, что при его создании не были четко обозначены «стыки» по вертикали (конфликт с главами субъектов федерации) и по горизонтали (конфликт не только с правительством, но и с подразделениями администрации президента) со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями1.
Во-вторых, это устранение неэффективных элементов предыдущей системы.
Такие элементы могут быть и в структуре органов государственной власти (не обязательно только исполнительной), и в системе подготовки и переподготовки кадров, и в подсистеме обеспечения деятельности органов государственного управления.
Типичный пример — сохранение элементов старой системы, не вписывающихся в общую идеологию модернизации, реформирования.

1 См.: Барциц И.Н.
О единстве государственной власти
в Российской Федерации И Законодательство.
2001.
№ 9.
— С.38.
[стр. 134]

134 компетенций, ресурсов по уровням власти и управления.
Необходимо ответить на простые вопросы: «Кто, за что и как отвечает в государстве»? Естественно, что при распределении функций и соответствующих этим функциям ресурсов по уровням управления необходимо исходить из главного критерия: жизненно важные для каждого человека вопросы должны решаться максимально удобно для него и эффективно для общества.
Многие принципы такого распределения хорошо известны и у нас, и в мире.
Прежде всего, проблемы людей, населения должны решаться на тех уровнях, которые, с учетом наличия соответствующих ресурсов, максимально приближены к населению.
Здесь они наиболее эффективны и минимально затратны1.
В сфере распределения функций и полномочий именно данный вопрос является определяющим.
Все же остальные задачи, включая и распределение доходных источников между уровнями власти, производны от него.
Именно такой подход, на наш взгляд, должен лежать в основе создания эффективной системы власти и управления в России.
Последовательная его реализация позволит наиболее эффективно и наименее конфликтно решить большинство накопившихся в этой сфере проблем.
Что же в настоящее время представляет собой российская модель государственного устройства и существующая в Российском государстве «властная конструкция»? Какова природа власти в Российской Федерации? Ответы на эти вопросы предполагают постановку проблемы не только в теоретическом (нормативном) аспекте, но и в аспекте практическом, предполагающем учет реального состояния внутригосударственных отношений в России.
Упрощенное или, точнее сказать, утрированное представление функций каждого уровня власти в Российской Федерации позволяет ответить на многие сложные политические вопросы и перевести их в разряд достаточно простых.
Во-первых, это выявление и устранение (смягчение) конфликтных элементов, существующих в системе государственного управления.
Природа
наи1 См.: Этот принцип в мировой практике получил название субсидиарность.
Именно он лежит в основе распределения функций между уровнями многих стран.
У нас же, к сожалению, принцип субсидиарности до сих пор является в основном предметом теоретических рассуждений.


[стр.,135]

135 более типичных конфликтных элементов связана с разграничением предметов ведения и полномочий между властными структурами как по вертикали (федерация — субъект федерации — муниципальное образование), так и по горизонтали институту полномочных представителей Президента нельзя не отметить, что при его создании не были четко обозначены "стыки" по вертикали (конфликт с главами субъектов федерации) и по горизонтали (конфликт не только с правительством, но и с подразделениями администрации президента) со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями 1 Во-вторых, это устранение неэффективных элементов предыдущей системы.
Такие элементы могут быть и в структуре органов государственной власти (не обязательно только исполнительной), и в системе подготовки и переподготовки кадров, и в подсистеме обеспечения деятельности органов государственного управления.
Типичный пример — сохранение элементов старой системы, не вписывающихся в общую идеологию модернизации, реформирования
При всей важности этих принципов при их использовании нельзя забывать об огромной инерционности системы государственного управления и, как следствие, о необходимости соблюдения правила «не навреди».
В-третьих, это опережающая адаптация реформируемой системы к изменяющимся условиям.
Две пятилетки «переходного периода» диктовали необхо44 димость такой адаптации.
Однако учет изменений (прежде всего в экономике) был не только не опережающим, но даже не в полной мере реагировал на уже реализованные нововведения.
Следовательно, выбор и четкое формулирование объективных характеристик (показателей) реформирования необходимы.
Это означает приоритетность реформирования на основании объективных характеристик.
С точки зрения практической реализации данный принцип наиболее сложен, поскольку объективные потребности входят в противоречие с «человеческим фактором», решения подгоняются под интересы отдельного лица или «команды».
В 1 См.: Барциц И.Н.
О единстве государственной власти
ции // Законодательство.
2001.
№ 9.
С.
38.
Федера

[Back]