Проверяемый текст
Плаксин, Виктор Николаевич. История становления и развития сельскохозяйственного образования и научной агрономии в Черноземном центре России : XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 110]

по ким видам внешкольного сельскохозяйственного образования, как различного родя чтения, беседы, лекции, т.е.
наиболее простым формам распространения сельскохозяйственных знаний вне
профессиональной школы.
В 1888 г., когда были учреждены должности
правительственных инспекторов сельского хозяйства, им было предоставлено право устраивать публичные чтения и беседы для «пояснения хозяевам значения и пользы различных улучшений в сельском хозяйстве»87.
Важным
законодательным актом по отношению к
чтениям, лекциям, беседам на сельскохозяйственные темы было Высочайше утвержденное 26 мая 1904 г.
Положение о сельскохозяйственном образовании, которым чтения и беседы были поставлены в ряд «учебных
установлений для распространения сельскохозяйственных знаний»88.
Кроме того, при департаменте земледелия в 1904 г.
была создана комиссия по устройству народных чтений по сельскому хозяйству89.
Однако определенное распространение эти виды внешкольного сельскохозяйственного образования получили уже в 90-е гг.
XIX в., когда департамент земледелия предпринял в этом отношении некоторые организационные меры.
Так, в 1895 г.
начала работу комиссия при министерстве земледелия и государственных имуществ по вопросу об обустройстве чтений по сельскому
хозяйству90.
Развитие законодательной базы для такой формы внешкольного сельскохозяйственного просвещения, как чтения и беседы, продолжилось в 1897 г., когда министерство утвердило временные правила по устройству чтений при подведомственных департаменту земледелия казенных и частных сельскохозяйственных
заведениях.
Основными положениями этих правил явились следующие: «1) чтения устраиваются в городах, где имеются сельскохозяйственные общества, 2) чтения имеют характер бесед, 3) темы для бесед намечаются сельскохозяйственными обществами и своевременно сообщаются департаменту земледелия, 4) чтения происходят во время публичных заседаний обществ, на которых кроме членов допускаются и посторонние по усмотрению председателей, 5) по окон
[стр. 247]

247 (Воронежская губ., 1909 г.), в таких торговых селах, как Щучье, Анна, Тишанка, необходимо возможно чаще устраивать чтения по отдельным вопросам сельского хозяйства и только после ряда таких чтений, когда будут хоть несколько подготовлены слушатели, возможно будет устраивать и систематические курсы»89.
Именно основываясь на таких рекомендациях, общественная агрономия стала уделять особое внимание таким видам внешкольного сельскохозяйственного образования, как различного рода чтения, беседы, лекции и т.п., т.е.
наиболее простым формам распространения сельскохозяйственных знаний вне
школы.
В прошлом отдельные попытки организации таких чтений и бесед делались довольно давно.
Так, еще в 1861 г.
учитель сельского хозяйства и естественных наук Воронежской семинарии Пинский обратился с прошением к директору училищ губернии М.А.
Карпинскому о разрешении с января 1862 г.
«прочесть публичные лекции о сельском хозяйстве по представленной программе».
По ходатайству уже попечителя учебного округа это разрешение было получено от лица управляющего Министерства народного просвещения в 1862 г.90 Но в законе о чтениях о беседах упоминается впервые лишь в 1888 г., когда были учреждены должности губернских правительственных агрономов.
Им было предоставлено право устраивать публичные чтения и беседы для «пояснения хозяевам значения и пользы различных улучшений в сельском хозяйстве».
В
это время чтения агрономами велись только в нескольких губерниях.
Тогда же по особым разрешениям были устроены вечерние чтения по земледелию и животноводству для мелких землевладельцев, арендаторов и других интересующихся сельским хозяйством лиц при Мошногородищенской сельскохозяйственной школе, а также постоянные беседы по шелководству в Бердянском уезде Таврической губ.
под руководством одного из местных народных учителей91.


[стр.,248]

248 В 1895 г.
начала работу комиссия при Министерстве земледелия и государственных имуществ по вопросу об обустройстве чтений по сельскому
хозяйству92.
Развитие законодательной базы для такой формы внешкольного сельскохозяйственного просвещения, как чтения и беседы, продолжилось в 1897 г., когда министерство утвердило временные правила по устройству чтений при подведомственных департаменту земледелия казенных и частных сельскохозяйственных
заведений.
На основании этих правил в том же году были организованы публичные чтения по различным вопросам сельского хозяйства при Бобруйской школе садоводства, Уманской и Мариинской казенных средних и при пяти низших сельскохозяйственных школах: Остаховской, Большесельской, Шубино-Вахтинской и Конь-Колодезной93.
К этому же времени относится издание закона от 15 февраля 1897 г., в котором министерствам и руководителям департаментов было предоставлено право своей властью разрешать публичные чтения, причем от устроителей чтений требовалось лишь предварительно уведомить местных губернаторов о месте, времени и предмете чтений, а также о фамилиях лекторов.
В случаях, когда предполагалось устраивать постоянные сельскохозяйственные чтения, то кроме списка лекторов и программ необходимо было представить на утверждение Министерства земледелия и государственных имуществ также и проект правил устройства чтений.
На основании этих «указаний» в стране в течение 1897-1898 гг.
М3 и ГИ было организовано около 40 чтений по сельскому хозяйству и в их числе по садоводству и огородничеству в Воронежской губ., по травосеянию, лесоводству и почвоведению в Курской губ., по земледелию и мерах борьбы с эпизоотиями в Воронежской губ.94 Негативные последствия в отношении устройства народных чтений имело утвержденное правительством в 1901 г.
Положение, в соответствии с которым чтения как форма внешкольного сельскохозяйст

[стр.,249]

249 венного образования переподчинялась Министерству народного просвещения.
При этом разрешение на устройство народных чтений было поставлено в зависимость от директора народных училищ, а самое чтение должно было вестись по заранее одобренным печатным или рукописным текстам.
Надзор за соблюдением порядка на чтениях устанавливался распоряжением губернатора.
Сельскохозяйственные чтения и беседы, специфические по своему содержанию и проводимые в «глубине», сложно было контролировать, а значит, и «выпускать в свет».
В 1903 г.
по ходатайству М3 и ГИ Высочайшим повелением разрешительная процедура была упрощена.
В соответствии с Положением, разработанным министерством во исполнение Высочайшего повеления, разрешение сельскохозяйственных чтений, проводимых подведомственными департаменту земледелия учреждениями, передавалось из ведения директоров народных училищ в руки руководителей этих учреждений.
Чтения, организуемые частными учреждениями сельскохозяйственного характера, но состоящие в ведении департамента земледелия, разрешались, в соответствии с Положением, или уполномоченными по сельскохозяйственной части или (если последних в губернии не было) управляющими государственными имуществами.
Уполномоченные, по отношению к названным чтениям, с согласия губернатора, выбирали лекторов, рассматривали и утверждали печатный или рукописный текст чтения и их программы.
Важным законодательным актом по отношению к
рассматриваемому вопросу было Высочайше утвержденное 26 мая 1904 г.
Положение о сельскохозяйственном образовании, которым чтения и беседы были поставлены в ряд «учебных
постановлений» для распространения сельскохозяйственных знаний95.
Определенный либерализм в отношении организации сельскохозяйственных чтений, бесед, лекций проявился и в законе от 30 октября

[Back]