Проверяемый текст
Плаксин, Виктор Николаевич. История становления и развития сельскохозяйственного образования и научной агрономии в Черноземном центре России : XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 112]

112 родничеству в Воронежской губернии, по травосеянию, лесоводству и почвоведению в Курской губернии, по земледелию и мерам борьбы с эпизоотиями в Воронежской губернии94.
В этой работе министерства земледелия принимали участие и земства, оказывая организационную поддержку специалистам-лекторам.
Вместе с тем земства губерний Центрального Черноземья, местные сельскохозяйственные общества, отделения центральных сельскохозяйственных обществ, опираясь на некоторый опыт организаций публичных лекций на «земледельческие» темы в 80-е гг., в последующее десятилетие и сами, по инициативе «снизу» выступали организаторами лекций, чтений, бесед.
Количество таких мероприятий было невелико, но это создавало фундамент для плановой работы земств по организации чтений, бесед в начале XX в., когда постепенно земские агрономические организации взяли под свое начало это направление внешкольного сельскохозяйственного образования.
Земские специалисты проводили эту работу и под влиянием правительственных агрономов, которым вменялось в обязанность заниматься сельскохозяйственным просвещением среди крестьян.
На это их
подвигли и различного рода совещания, съезды агрономов, сельских хозяев, проходившие как в Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской губерниях, так и на общероссийском уровне.
Так,
например, в докладе Тамбовской губернской земской управы собранию (1898 г.) отмечалось: «Ни снабжение населения машинами, семенами и т.п., ни распространение травосеяния, ни улучшение различных отраслей сельского хозяйства не могут широко распространяться среди населения, если последнее не будет знать и понимать улучшений в хозяйстве, для чего необходимо распространение знаний и приглашение особых лиц, которые могли бы эти знания сообщить населению»95.
В постановлениях земских собраний уездного, губернского уровня Центрального Черноземья в конце XIX первых лет XX вв.
подобные выводы звучали все чаще, становились конкретнее, подчеркивалась не
[стр. 251]

251 ка бессистемно и в виде редких случаев, выступали организаторами таких чтений.
Такие же спорадические попытки предпринимались и отделами столичных сельскохозяйственных обществ.
Начало плановой работе земств по организации сельскохозяйственных чтений, бесед положило создание в отдельных губерниях страны института земских агрономов уже в 80-х гг., а в Черноземном Центре несколько позднее в конце 90-х.
Земские агрономические работники взялись за эту работу и под влиянием правительственных агрономов, которым вменялось в обязанность заниматься сельскохозяйственным просвещением среди крестьян.
На это их
подвигали и различного рода совещания, съезды агрономических работников, сельских хозяев, проходившие как в Воронежской, Курской, Тамбовской губ., так и на общероссийском уровне.
Так,
Воронежское губернское агрономическое совещание (1904 г.), заслушав доклад губернского агронома В.М.
Сазонова «О популяризации сельскохозяйственных знаний» и доклад Н.Н.
Замятина «Об устройстве систематических курсов-бесед по сельскому хозяйству», «...
согласилось со следующими положениями доклада: 1) признать устройство чтений-бесед по сельскому хозяйству очень желательным и необходимым; 2) признать за систематическими чтениями-курсами-беседами преимущество перед чтениями, беседами, ведущимися отрывочно; 3) признать желательным образование комиссии по организации сельскохозяйственных чтений при губернской управе и просить об этом губернское собрание; 4) в видах лучшего достижения результатов чтений вообще и сельского хозяйства в частности признать необходимым снабжать лекторов наглядными пособиями; 5) возбудить перед Министерством земледелия ходатайство об устройстве при министерстве центральной мастерской по изготовлению наглядных пособий для народных чтений по сельскому хозяйству.


[стр.,252]

252 Именно: диапозитивов к проекционным аппаратам, разного рода моделей, коллекции почв, искусственных удобрений, семян сорных трав и вредных насекомых»100.
В ходе дискуссий, в резолюциях, постановлениях этих съездов, совещаний подчеркивалась мысль, «...что ни снабжение населения машинами, семенами и т.п., ни распространение травосеяния, ни улучшение различных отраслей сельского хозяйства не могут широко распространяться среди населения, если последнее не будет знать и понимать улучшений в хозяйстве, для чего необходимо распространение знаний и приглашение особых лиц, которые могли бы эти знания сообщить населению101.
Особенно ярко выражена была эта мысль в докладе М.В.
Неручева 4-му съезду сельских хозяев «О мерах к распространению сельскохозяйственных знаний и улучшению земледелия»102.
Эти идеи были восприняты земствами, которые, разработав положения, инструкции для земских агрономов, уже как обязанность определили для них заниматься организацией чтений, бесед, лекций.
В губерниях Черноземного Центра становление института уездных и губернских агрономов, формирование агрономических организаций, как отмечалось выше, проходило сравнительно поздно, и это особенно относится к Воронежской губ.
Поэтому и положения, программы работы земских агрономов, более четко и детально определявшие их деятельность по пропаганде и распространению сельскохозяйственных научных знаний, в том числе и в форме чтений и бесед, также появились позднее.
Так, в Воронежском крае губернское земское собрание только в 1910 г.
утвердило положение и программу деятельности уездных агрономов103, которым вменялись «консультативная деятельность и распространение сельскохозяйственных знаний путем чтений и бесед»104.
Вместе с тем это, конечно, не означает, что земские агрономы не занимались этой работой ранее речь идет о плановости и обязательности этого вида их деятельности105.

[Back]