Проверяемый текст
Плаксин, Виктор Николаевич. История становления и развития сельскохозяйственного образования и научной агрономии в Черноземном центре России : XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 175]

175 водства работ по устройству школьных садов управой был приглашен окончивший Русановскую школу садоводства специалист106.
Попечители этих школ в лице прежде всего земств, видных деятелей общественной агрономии, опираясь на правительственные нормативные документы, требовали от учительских советов
заниматься организацией внешкольного сельскохозяйственного образования, стремиться в максимальной степени влиять на крестьян, преодолевая рутину и архаичность в их способе ведения своего хозяйства.
На губернских и уездных земских собраниях достаточно регулярно слушались соответствующие доклады управ.

Их анализ убедительно говорит о том, что народные школы (училища) Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской губерний систематически занимались внешкольным сельскохозяйственным образованием среди крестьян и оно по своим результатам было достаточно эффективным.
Крупным образовательно-просветительским проектом в период столыпинских аграрных преобразований была курсовая подготовка по основам научно-обоснованной земледельческой культуры российского крестьянства.
Как отмечает историк-аграрник Н.Л.
Рогалина, «действительные проблемы отечественного сельского хозяйства состояли в его технической слабости, низком уровне производительности труда и урожайности культур, продуктивности животноводства, в отсталой агротехнике»107.
Решение этих проблем, в том числе и путем внешкольного сельскохозяйственного образования подвигнуло как центральные, так и местные власти на энергичные действия по развитию системы сельскохозяйственных курсов для крестьян.
В губерниях Центрального Черноземья представители государственных структур, общественные силы стали уделять внимание организации сельскохозяйственных курсов для крестьян, как и в большинстве других губерний, после событий 1905-1907 гг., когда центральная власть смогла сосредоточиться на практических вопросах аграрно
[стр. 228]

228 советы, указания, практическая помощь учителей в хозяйствах родителей учеников; формирование у школьников будущих хозяев основ новой, передовой агрикультуры и др.
Эти же задачи решали и профессиональные сельскохозяйственные учебные заведения, история создания и функционирования которых рассматривалась в предшествующей главе.
Их хозяйства, сравнительно крупные и многоотраслевые, были более убедительными для крестьян, однако в сравнении с количеством хозяйств общеобразовательных школ их было значительно меньше.
Но общественная агрономия стремилась максимально использовать профессиональные сельскохозяйственные учебные заведения для популяризации аграрно-научного знания среди крестьян.
Попечители этих школ в лице прежде всего земств, видных деятелей общественной агрономии, опираясь на правительственные нормативные документы, требовали от учительских советов,
управляющих заниматься организацией внешкольного сельскохозяйственного образования, стремиться в максимальной степени влиять на крестьян, преодолевая рутину и архаичность в их способе ведения своего хозяйства.
На губернских и уездных земских собраниях достаточно регулярно слушались соответствующие доклады управ,
а последние требовали, чтобы управляющие сельскохозяйственными школами в своих ежегодных отчетах обязательно отражали работу по распространению аграрно-научного знания среди крестьян.
Анализ этих отчетов убедительно говорит о том, что профессиональные сельскохозяйственные школы Воронежской, Курской, Тамбовской губ.
систематически занимались этой работой и она по своим результатам была достаточно эффективной.
Так, в отчете Верхнеозерской сельскохозяйственной школы (Воронежская губ.) в разделе «Влияние школы на развитие в местности

[стр.,240]

240 взрослого населения, исключая курсы для народных учителей, было устроено 299 в 295 пунктах, причем ассигнования на это из средств департамента земледелия достигли суммы в 24 328 руб.
Фактически число курсов для взрослого населения увеличилось за один только год сравнительно со всеми вообще курсами как для взрослого населения, так и для народных учителей на 50%.
Что же касается числа слушателей, то в 1909 г.
таковых было на сельскохозяйственных курсах, включая и учительские, всего 10 870 чел., а в 1910 г.
на одних курсах для взрослого населения 21 606 чел.72 Приведенные цифры указывают на то, что число слушателей в 1910 г.
увеличилось сравнительно с предшествовавшим годом ровно в два раза.
В губерниях Черноземного Центра представители государственных структур, общественные силы стали уделять внимание организации сельскохозяйственных курсов для крестьян, как и в большинстве других губерний, после событий 1905-1907 гг., когда центральная власть смогла сосредоточиться на практических вопросах аграрно-научного просвещения.
Активно стали работать в эти годы и увеличившие свои ряды уездные, волостные сельскохозяйственные общества, которые определили для себя как одну из главных задач популяризацию новой агрономической культуры.
Положительно сказалось как в целом на внешкольном сельскохозяйственном образовании, так и на статусе постоянно действующих курсов Положение о сельскохозяйственном образовании, Высочайше утвержденное в 1904 г.
В соответствии с ним к числу учебных типов образовательных учреждений были отнесены и сельскохозяйственные классы, курсы, чтения и беседы73.
Это положение было дополнено Правилами об уроках и курсах для взрослых, утвержденными Министерством народного просвещения 20 марта 1907 г.
В Правилах, в частности, содержались положения, в соответствии с которыми «уроки и курсы для взрослых учреждаются как при учебных заведениях, так и отдельно от

[Back]