Проверяемый текст
Плаксин, Виктор Николаевич. История становления и развития сельскохозяйственного образования и научной агрономии в Черноземном центре России : XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 179]

179 по борьбе с вредителями, по сельскому хозяйству общего характера, по обработке почвы, посеву, по разведению кормовых трав и др.
Эта литература выписывалась на специальные ассигновки уездных земств и пособия департамента земледелия, значительную же часть раздаваемых наставлений по разведению кормовых трав и борьбе с вредителями составляли брошюры и листки, изданные уездными земствами112.
Кроме того, в библиотеки агрономических участков управами выписывались популярные книги и брошюры по сельскому хозяйству и его отраслям, а также периодические сельскохозяйственные издания: «Южно-русская сельскохозяйственная газета», «Вестник сельского хозяйства», «Хуторянин» и «Хлебороб».
Таким образом, интересующиеся сельским хозяйством и его отраслями при желании имели возможность получить для прочтения на местах, по совету участковых агрономов из находящихся в их распоряжении сельскохозяйственных библиотек те или иные сельскохозяйственные журналы, книги и брошюры113.
Департамент земледелия, его представители в губерниях, центральные сельскохозяйственные общества и их местные отделы, ВЭО, земства стремились проанализировать эффективность сельскохозяйственных курсов, увидеть если не итоговые результаты, то хотя бы промежуточные.
В губерниях
Центрального Черноземья эту работу выполняли агрономические советы, экономические советы или бюро уездных и губернских управ, правления сельскохозяйственных обществ114.
Информация, поступающая от конкретных организаторов курсов, лекторов, далеко не всегда была однозначно положительной.
При несомненно быстром росте количества сельскохозяйственных курсов
охват ими крестьян и, следовательно, воздействие на них не были особенно значительными.
Это подчеркивалось в большей части отчетов, поступавших с мест в губернские управы115.

Развитию курсов для крестьян как действенной формы внешкольного сельскохозяйственного образования активно способствовали сель
[стр. 245]

245 Анализ материалов губернских собраний Воронежского, Курского, Тамбовского земств говорит о том, что и в годы мировой войны, вплоть до событий 1917 г., ходатайства уездных земств в большей части случаев удовлетворялись из собственных бюджетов или за счет средств из центра84.
Но несомненно также и то, что именно общественные силы проявляли наибольшую энергию в деле устройства сельскохозяйственных курсов.
Если в целом по стране в 1910 г.
правительственные курсы проходили в 53 пунктах, то общественными силами было устроено 246 курсов, из которых 189 земские85.
Соответствующие правительственные ведомства и их представители в губерниях, центральные сельскохозяйственные общества и их местные отделы, ВЭО, земства стремились проанализировать эффективность сельскохозяйственных курсов, увидеть если не итоговые результаты (для этого требовалось достаточно долгое время), то хотя бы промежуточные.
В губерниях
Черноземного Центра эту работу выполняли агрономические советы, экономические советы или бюро уездных и губернских управ, правления различного рода сельскохозяйственных обществ и др.
Информация, поступающая от конкретных организаторов курсов, лекторов, далеко не всегда была однозначно положительной.
При несомненно быстром росте количества сельскохозяйственных курсов
(которые фактически существовали всего лишь несколько лет) охват ими крестьян и, следовательно, воздействие на них не были значительными.
Это подчеркивалось в большей части отчетов, поступавших с мест в губернские управы.

Многие курсы можно было назвать таковыми лишь со значительной долей условности, так как они были более чем «краткосрочные».
И это не удивительно, так как в среднем по 34 земским губерниям на душу сельского населения по статье «распространение сельскохо

[Back]