Проверяемый текст
Плаксин, Виктор Николаевич. История становления и развития сельскохозяйственного образования и научной агрономии в Черноземном центре России : XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 21]

21 энергичной, плодотворной, но несколько хаотичной и в некоторых своих моментах не всегда последовательной.
Вместе с тем уже в декабре 1894 г.
министерство утверждает Правила, согласно которым «сельскохозяйственные курсы для народных учителей устраиваются, по мере возможности, при подведомственных департаменту земледелия сельскохозяйственных и садовых заведениях, с целью распространения в населении, при соседстве народных школ, правильных познаний по сельскому хозяйству, преимущественно же по отдельным отраслям его»2.
Для того, чтобы «посредством народных школ» решать эти задачи, в 1897 г.
был принят закон «Об отводе сельским начальным училищам земельных от казны участков и о безденежном отпуске сим училищам казенного леса»3, а министерство земледелия и государственных имуществ в плане реализации этого закона разработало соответствующие «Правила» и разослало их на места.
Они были доведены губернскими управами до сведения волостных правлений и сельских обществ4.
Кроме того, ранее, в 1894 г., министерство утвердило «Правила о бесплатном отпуске из казенных садов и сельскохозяйственных ферм растений и семян для народных, духовных и других училищ»5.
Министерство народного просвещения и Ведомство православного исповедания
со своей стороны также принимали определенное участие в этом деле, разрабатывая и издавая правила, пособия и т.
п.
по преподаванию сельского хозяйства в учительских и начальных школах разных
типов6.
Так, в 1895 г.
Святейший Синод обсудил вопрос и принял решение о привлечении сельского духовенства и церковноприходских школ к участию в распространении среди населения сельскохозяйственных
знаний7.
Стремясь шире использовать сельские школы для распространения среди крестьян основ аграрно-научных знаний, 12 июня 1900 г.
был принят закон, разрешающий министру народного просвещения и оберпрокурору Святейшего Синода вводить преподавание сельского хозяй
[стр. 218]

218 лует в этом отношении противоречащими мнениями, начиная от полного изгнания ознакомления с сельским хозяйством из программы народной школы и кончая утверждением, что народная школа должна представлять собой школу-ферму, где дети в сельскохозяйственной обстановке усваивали бы все те знания, которые могут впоследствии осветить им пути для правильного направления их деятельности в качестве сельских хозяев и граждан»13.
Обозначила свою позицию и официальная власть как местная, так и центральная.
В целом одобряя и поддерживая идею преподавания основ сельского хозяйства в народной школе и даже подталкивая органы местного самоуправления к активной работе в этом направлении, правительство, соответствующие министерства и ведомства так и не создали соответствующей законодательной базы для этого.
Министерством народного просвещения были образованы особые комиссии (в 1891 г., в 1893-1894 гг., в 1896 г., в 1904 г.), которые далее одобрительных деклараций и заявлений не продвинулись14.
Такие же заявления исходили и из Сельскохозяйственного совета15.
В 1895 г.
и Святейший Синод обсудил вопрос и принял решение о привлечении сельского духовенства и церковно-приходских школ к участию в распространении среди населения сельскохозяйственных знаний16.
Единственным законом, имевшим отношение к рассматриваемому вопросу, был закон от 12 июня 1900 г., разрешающий министру народного просвещения и обер-прокурору Святейшего Синода вводить преподавание сельского хозяйства или его отдельных отраслей в учительских семинарских, церковно-учительских школах и второклассных школах, где имелись благоприятные для того условия.
А так как благоприятных условий найти было сложно, то закон был реализован только частично, преимущественно в тех учебных заведениях, которые были в ведомстве Святейшего Синода.


[стр.,224]

224 тельностью народных учителей; начали выдавать награды последним за успешную деятельность и др.
Со своей стороны Министерство народного просвещения и Ведомство православного исповедания также принимали определенное участие в этом деле, разрабатывая и издавая правила, пособия и т.п.
по преподаванию сельского хозяйства в учительских и начальных школах разных
типов28.
Исходя из правил, утвержденных М3 и ГИ (1894 г.), о бесплатном отпуске из казенных садов и сельскохозяйственных ферм растений и семян для народных, духовных и других училищ, Воронежский помологический рассадник с 1896 по 1904 г.
выделил для 260 народных школ посадочного материала на сумму 4658 руб.29, причем эти расходы были компенсированы департаментом земледелия.
Помимо этого, Воронежский помологический рассадник поставлял материалы для народных школ Кубанской и Донской областей, Екатеринославской, Харьковской, Курской, Воронежской, Владимирской, Витебской, Гродненской, Петровской, Сувалкской, Тульской, Тамбовской, Новгородской и Финской губ.30 В 1894 г.
министр М3 и ГИ А.С.
Ермолов «в видах поощрения полезной сельскохозяйственной деятельности народных учителей, выразившейся в устройстве ими школьных садов, пасек и вообще в ведении сельского хозяйства», назначил особые премии.
В 1903 г.
этих премий удостоились учитель Ровенской 1-й сельской школы Сохнышев; учитель Колыбелькой сельской школы Майстренко; в 1904 г.
учитель Россошанского училища Острогожского уезда Бузунов.
Все они были из Воронежской губ.31 Мотивами назначения всех этих наград служили: «а) усиленная деятельность учителей по разведению садов на школьных наделах; б) обучение учеников практическое и теоретическое, с раздачей посадочного материала, и в) распространение садоводства среди населения»32.
В 1897 г.
было утверждено Положение о премии имени Императора Александра III, учрежденной Императорским Российским обществом

[стр.,234]

234 «Ввиду успеха этих курсов и признавая полезным продолжить опыт их устройства, отмечалось в письме из департамента земледелия МГИ на имя попечителя Конь-Колодезной сельскохозяйственной школы, предлагалось устроить курсы при вверенном Вам заведении»56.
Тогда же, в 1892 г., курсы по плодоводству и огородничеству для учителей и учительниц начальных народных училищ Воронежской губ.
при Конь-Колодезной сельскохозяйственной школе начали свою рабоТУ57После некоторых организационных неурядиц работа курсов при сельскохозяйственной школе стабилизировалась, приобрела системность и пользовалась известной популярностью.
Уже в 1894 г.
Тамбовское земство принимает решение направлять учителей начальных школ в Конь-Колодезь на курсы и оказывать им в этом финансовую поддержку58.
В короткое время тематика курсов была расширена, и они стали именоваться курсами по плодоводству, огородничеству, пчеловодству, земледелию и скотоводству.
В эти же годы были созданы курсы для учителей в Курской и Тамбовской губ.
Их деятельность основывалась на Правилах, утвержденных Министерством земледелия 8 декабря 1894 г.
Согласно этим Правилам «сельскохозяйственные курсы для народных учителей устраиваются, по мере возможности, при подведомственных департаменту земледелия сельскохозяйственных и садовых заведениях, с целью распространения в населении, при посредстве народных школ, правильных познаний по сельскому хозяйству, преимущественно же по отдельным отраслям его»59.
Их продолжительность была несколько сокращена, а устройство их приурочивалось к летнему времени.
Курсы организовывались обыкновенно в течение одного или полутора месяцев и посвящались главным образом ознакомлению слушателей с плодоводством и огородничеством.
Они обучались бесплатно, кроме того, показавшим наибольшие ус

[Back]