Проверяемый текст
Плаксин, Виктор Николаевич. История становления и развития сельскохозяйственного образования и научной агрономии в Черноземном центре России : XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 29]

29 ской направленности состоит из низших сельскохозяйственных школ и учебных установлений для распространения сельскохозяйственных знаний29.
Тем самым «учебные установления» признавались как самостоятельный субъект образовательной деятельности, имеющий своей главной целью донести до крестьян в доступной и убедительной форме агрономические новации, оторвать их от обычаев и традиций архаичной земледельческой практики.
Положение о сельскохозяйственном образовании
определяло, что «к числу учебных установлений для распространения сельскохозяйственных знаний относятся сельскохозяйственные классы, курсы, чтения и беседы.
Кроме того, отдельным лицам, обществам и учреждениям разрешаются народные чтения по сельскому хозяйству и относящимся к нему отраслям знания»30.
В Положении отмечалось, что министру земледелия и государственных имуществ «...предоставляется разрешать и утверждать Уставы местных обществ, имеющих целью устройство сельскохозяйственных учебных заведений и вообще распространение сельскохозяйственных знаний, а по соглашению с министром внутренних дел также общества для попечения о бывших воспитанниках означенных заведений»31.
Однако основную опору в развитии профессионального сельскохозяйственного образования центральная власть видела прежде всего в земствах, чьи права Положением 1904 г., другими узаконениями, исходящими из духа и буквы Положения,
были значительно расширены.
В результате земская контрреформа 80-х гг., которая значительно усилила бюрократическую опеку над деятельностью местных выборных органов, постепенно, де-факто, ослабевала.
Министерство земледелия и государственных имуществ, опираясь на расширяющуюся правовую базу внешкольного сельскохозяйственного образования, все активнее вовлекало земства в агрикультурную деятельность, одновременно идя навстречу их запросам и пожеланиям.
В этом смысле Положение о сель
[стр. 170]

170 расширения системы как общего, так и профессионального образования, в том числе и сельскохозяйственного.
В 1904 г.
было Высочайше утверждено Положение о сельскохозяйственном образовании, которое можно считать началом следующего, четвертого периода в развитии аграрной профтехшколы.
В Положении говорилось, что вся система школ состоит из низших сельскохозяйственных училищ, школ, из практических сельскохозяйственных школ и учебных установлений для распространения сельскохозяйственных знаний.
Положение 1883 г.
не предполагало создания училищ.
Практически же в период с 1883 по 1904 г.
было открыто несколько низших сельскохозяйственных училищ для подготовки садовых рабочих.
Новое Положение закрепило за учредителями право создавать как общие сельскохозяйственные, так и специальные учебные заведения этого типа.
«Полный курс в низших сельскохозяйственных училищах проходится в 3 года и распределяется на три класса.
В специальных училищах срок обучения может быть сокращен», подчеркивалось в законе53.
Устав низших сельскохозяйственных училищ, учреждаемых на основании Положения 26 мая 1904 г., гласил, что они «...имеют целью подготовление учащихся в них к практической сельскохозяйственной деятельности применительно к условиям местного сельского хозяйства.
Училища могут быть мужские и женские»54.
Юридическое закрепление получили не предусмотренные Положением 1883 г., но возникшие в ходе его реализации практические сельскохозяйственные школы.
Их появление объясняется недостаточной общеобразовательной подготовкой крестьян, невозможностью на длительный срок отрываться от своего хозяйства и возрастающей потребностью населения в специальных знаниях.
«Продолжительность курса обучения, говорилось в законе, в практических сельскохозяйственных школах определяется сообразно специальности каждого заведения,

[стр.,171]

171 от одного года до трех лет ...для поступления в означенное требуется умение читать и писать по-русски, в исключительных же случаях могут быть принимаемы и неграмотные»55.
Данное Положение значительно облегчало крестьянам доступ к сельскохозяйственному образованию.
«Важное значение в деле руководства низшими сельскохозяйственными учебными заведениями и стимулирования их развития, отмечает А.В.
Третьяков, имело принципиально новое положение закона, упрощающее механизм создания сельскохозяйственных обществ, имевших среди прочих и цель распространения сельскохозяйственного знания»56.
В Положении говорилось, что министру земледелия и государственных имуществ «...
предоставляется разрешать и утверждать Уставы местных обществ, имеющих целью устройство сельскохозяйственных учебных заведений и вообще распространение сельскохозяйственных знаний, а по соглашению с министром внутренних дел также общества для попечения о бывших воспитанниках означенных
заведений»57.
Однако основную опору в развитии профессионального сельскохозяйственного образования центральная власть видела прежде всего в земствах, чьи права Положением 1904 г., другими узаконениями, исходящими из духа и буквы Положения,
значительно были расширены.
И хотя русско-японская война, революция 1905 г.
несколько снизили практический эффект от Положения о сельскохозяйственном образовании 1904 г.
(некоторые школы были даже закрыты или в них наблюдались «волнения» учеников), конструктивная инициатива общественных сил позволила на местах преодолеть период некоторого торможения в развитии профессионального сельскохозяйственного образования.
Представители министерства, земские органы, различного рода общественные организации, известные общественные деятели от агрономии, местная демократическая печать Черноземного Центра России активизировали свою работу по развитию сельскохозяйственных учеб

[Back]