Проверяемый текст
Плаксин, Виктор Николаевич. История становления и развития сельскохозяйственного образования и научной агрономии в Черноземном центре России : XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 91]

91 сельскохозяйственную и т.д.
Так, например, князь А.И.
Васильчиков, взгляды которого пользовались в земствах широкой популярностью, высказывал пожелание, «чтобы сельские учителя, кроме своих специальных занятий.., могли оказывать населению некоторую медицинскую помощь»; чтобы они служили проводниками «общеполезных сведений о сельском хозяйстве, технических производствах и т.п.»31.
Иногда даже предпринимались некоторые шаги в этом направлении: например, ассигновались небольшие суммы на ремесленные классы при сельских и министерских 2-классных училищах (Смоленское губернское с 1874 г., Херсонское губернское и др.).
Последнее земство с 1873 по 1886 г.
тратило около 3 тыс.
800 руб.
в год на ремесленные отделения при школах.
Некоторые земства ничего не ассигновали на этот предмет, но ходатайствовали о том, чтобы в курс начальной школы было введено преподавание ремесел, и т.п.
Например, Казанское губернское собрание ходатайствовало (1882 г.) об изменении программы 2-классных училищ с целью придания им характера профессиональных.
Курское губернское земство просило (1880 г.) о придании начальным школам «практического»» характера и т.д.32 Воронежское губернское собрание в 1877 г.
приняло решение о преподавании при Ксизовской школе уроков огородничества и садоводства, а в 1879 г.
признало в принципе полезным обучение ремеслам детей при сельских школах и поручило управе разработать этот вопрос к будущей сессии.
О необходимости внести в программы сельскохозяйственных школ преподавание сельского хозяйства заявляло
в 1875 г.
Коротоякское уездное земское собрание.
Обращалось с ходатайством об открытии при Касторненской двухклассной школе сельскохозяйственного отделения и Землянское земство.

Вместе с тем, первые опыты преподавания сельского хозяйства в народных школах позволили открыть неофициальную дискуссию в прессе по этому вопросу.
Южно-русская сельскохозяйственная газета,
[стр. 217]

217 обществ, а также начальников губерний и областей, дело введения сельскохозяйственных занятий в народных школах стало успешно развиваться»8.
Эти оценки министерства, в целом объективно отразив существо вопроса, не показали главного дискуссионность этого направления работы, которая с течением времени только обострялась.
Особенно это касалось попыток включить в школьные программы те или иные специальные предметы, курсы по сельскому хозяйству.
Инициатива в этом деле исходила как из центральных ведомств, так и от земских органов, но организаторская работа практически всегда осуществлялась руками последних.
Так, Воронежское губернское собрание в 1877 г.
приняло решение о преподавании при Ксизовской школе уроков огородничества и садоводства9, а в 1879 г.
признало в принципе полезным обучение ремеслам детей при сельских школах и поручило управе разработать этот вопрос к будущей сессии10.
О необходимости внести в программы сельскохозяйственных школ преподавание сельского хозяйства заявляло
еще в 1875 г.
Коротоякское уездное земское собрание11.
Обращалось с ходатайством об открытии при Касторненской двухклассной школе сельскохозяйственного отделения и Землянское земство12.

Первые опыты преподавания сельского хозяйства в народных школах позволили открыть неофициальную дискуссию в прессе по этому вопросу,
в которой активно участвовали общественные деятели от агрономии: ученые, педагоги, земские деятели, специалисты-практики и др.
Южно-Русская сельскохозяйственная газета, откликаясь на обозначенную выше проблему, поместила аналитическую статью, в которой говорилось, что «одним из наиболее страстно дебатируемых в настоящее время вопросов является вопрос о роли народной школы в деле распространения сельскохозяйственных знаний среди широких слоев сельского населения.
Современная педагогическая литература изоби

[Back]