Проверяемый текст
Плаксин, Виктор Николаевич. История становления и развития сельскохозяйственного образования и научной агрономии в Черноземном центре России : XVIII-начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 95]

95 десятилетие века.
На эти же годы приходится пик организации пришкольных садов в губерниях Центрального Черноземья.
Здесь, как и в других регионах России, она проводилась прежде всего силами земских деятелей, попечителей школ, сельскохозяйственных обществ, уездных земств, частных жертвователей, крестьянских обществ и т.д.
Именно от них исходила инициатива по созданию пришкольных садов, огородов, пасек.
Они выступали с ходатайствами об отводе земель, их перепланировке, получении леса из казенных дач.
Они изыскивали средства на расширение этих земель, устройство оград для садов, посылки учителей на курсы и т.д.

Эта работа проходила не без трудностей.
Так, в 1891 г.
Корочанский съезд сельских хозяев (Курская губерния) заявил, что школа без земельного участка хотя бы в одну десятину не может служить проводником сельскохозяйственных
знаний43.
На съезде агрономов Тамбовского губернского земства в 1894 г.
была выражена озабоченность тем, что «...пользоваться школьными садами и огородами для улучшения материального положения учителей неудобно, так как пользование силами учеников может уронить достоинство учителя в глазах населения.
Более подходящим будет устройство школьных
питомников»44.
Нередко при этом учителям приходилось преодолевать различные препятствия: недоброжелательство населения, недостаток
знаний, нехватка средств на расходы по устройству сада и др.
И вместе с тем
с середины 90-х гг.
XIX в.
относительно губернии Центрального Черноземья можно говорить о целом движении как социальном явлении по устройству школьных садов, огородов, пасек и др.
Значительную помощь инициативе «снизу» оказывал департамент земледелия, регулируя отпуск саженцев плодовых деревьев, кустарников, семян из казенных питомников, рассадников.
В губерниях Центрального Черноземья таковыми были основанный в 1844 г.
министерством государственных имуществ Воронежский помологический рассадник и Орловский древесный питомник, существующий с 1845 г.
и
[стр. 222]

222 делу, используя свои возможности.
Именно таким образом строились отношения между ВЭО и Острогожским отделом Московского общества сельского хозяйства, которое было особенно активно в деле распространения аграрно-научного знания среди крестьян, в том числе используя общеобразовательные школы24.
«Земельный вопрос» для сельских школ был решен законом от 12 мая 1897 г.
«Об отводе сельским начальным училищам земельных от казны участков и о безденежном отпуске сим училищам казенного леса», а М3 и ГИ в плане реализации этого закона разработало соответствующие «Правила» и разослало их на места.
А они в свою очередь были доведены губернскими управами до сведения волостных правлений и сельских управлений25.
Архивные материалы, другие источники говорят о том, что земства Черноземного Центра широко использовали этот закон в интересах сельских школ.
На пришкольных участках разбивались сады, заводились огороды, устраивались пасеки.
Эта работа проходила не без трудностей.
Так, в 1891 г.
Корочанский съезд сельских хозяев (Курская губ.) заявил, что школа без земельного участка хотя бы в одну десятину не может служить проводником сельскохозяйственных
знаний26.
На съезде агрономов Тамбовского губернского земства в 1894 г.
была выражена озабоченность тем, «что пользоваться школьными садами и огородами для улучшения материального положения учителей неудобно, так как пользование силами учеников может уронить достоинство учителя в глазах населения.
Более подходящим будет устройство школьных
питомников»27.
Школьные сады в огромном большинстве случаев возникали по личной инициативе народных учителей, которые могли приложить свой труд к обработке имевшихся при школах или «испрошенных» ими усадебных участков.
Нередко при этом учителям приходилось преодолевать различные препятствия: недоброжелательство населения, недос


[стр.,223]

223 таток знаний, нехватка средств на расходы по устройству сада и др.
И вместе с тем
уже с конца 80-х гг.
относительно губерний Черноземного Центра можно говорить о целом движении по устройству школьных садов, огородов, пасек и др.
Большая часть школьных хозяйств и прежде всего садов устраивалась при одноклассных школах, реже при двухклассных училищах в период 1891-1896 гг., однако работа продолжалась и в последующие годы.
Она проводилась прежде всего силами земских деятелей, попечителей школ, сельскохозяйственных обществ, уездных земств, частных жертвователей, крестьянских обществ и т.д.
Именно от них исходила инициатива по созданию пришкольных садов, огородов, пасек; они выступали с ходатайствами об отводе земель, их перепланировке, получении леса из казенных дач; они изыскивали средства на расширение этих земель, устройство оград для садов, посылки учителей на курсы и т.д.

Вместе с тем деятельность общественных сил по использованию пришкольных участков как рассадников агрономических знаний пользовалась, как отмечалась выше, активной поддержкой официальных властей в лице МГИ, а после его преобразования в 1894 г.
М3 и ГИ.
Так, министр М.П.
Островский «испросил Высочайшее разрешение» на устройство сельскохозяйственных курсов для народных учителей, на отпуск пособий на преподавание сельского хозяйства в учительских семинариях и школах и на бесплатный отпуск растений и семян для народных и других училищ.
При том же министре было произведено и первое подробное исследование имевшихся в конце 1880 г.
школьных садов.
Деятельность в указанных направлениях продолжалась при министре земледелия А.С.
Ермолове, которым были проведены важные узаконения об отводе начальным училищам участков казенной земли в губерниях Европейской России и Сибири.
Кроме того, в некоторые губернии были назначены особые разъездные учителя или инструкторы садоводства и пчеловодства, руководящие сельскохозяйственной дея

[Back]