Проверяемый текст
Кривоносова, Людмила Александровна; Качество жизни населения региона: оценка состояния и пути оптимизации средствами управления (Диссертация 2006)
[стр. 119]

119 Эту ограниченность марксизма пытался преодолеть известный американский социолог и социальный психолог Э.
Фромм за счет дополнения
его основными идеями неофрейдизма.
Как Г.
Спенсер и другие представители естественнонаучной парадигмы потребления, он исходит из того,
что развитие человека сообразуется с законами развития вообще.
Однако, если Г.
Спенсер к такому выводу приходит, анализируя строение нервной системы человека,
то Э.
Фромм изучает соотношение сознательного и бессознательного, естественного и искусственного начал в поведении человека.
Человек, считал он, является закрытой системой, своеобразной «вещью в себе».
Он реагирует на изменение внешней
обстановки тем, что изменяется сам.
Поэтому надо избегать изолированного анализа только психологического и только социального.

Э.
Фромм полагал, что за душу человека борются два принципа принцип обладания и принцип бытия.
Тенденция «иметь», в конечном счете, черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению.

Вторая тенденция «быть» значит отдавать, жертвовать собой — обретает силу в специфических условиях человеческого существования.
Сегодня признано, что поведение человека детерминировано его наследственными задатками и условиями социализации.
Однако вся этика, и прежде
всего принцип личной ответственности, базируется на безусловном признании абсолютной свободной воли.
Это противоречие породило многовековую дискуссию.
В своих работах А.
Здравомыслов назвал ряд элементов, опосредствующих связь личности с обществом.
Особое внимание уделяется
потребностям.
Отмечается, что последние сформировались в ходе истории общества, и, следовательно, все они социально опосредованы.
Однако более 1Здравомыслов А.
Потребности.
Интересы.
Ценности.
М., 1986.
С.32.
[стр. 92]

систему здравоохранения, социальное обеспечение, заботу общества о детях и др.
Основой качества жизни является потребление.
Оно же выступает основой социальною воспроизводства, которой в данном случае предс1ае1 как выражение естественной необходимое Iи поддержания на должном уровне условий своего сущеспювания и развития.
Постоянно усиливающееся социальным прогрессом усложнение потребное Iей, их мноютранность, качес1венная специфика, наличие генетических и сфукгурных связей между ними, обусловленность развития высших потребностей сопенью удовлепюрения низших ли и другие факторы указываюI на необходимое 1Ь раскрытия закономерностей совместного развития пофебностей как системы.
Одновременно они служаI базой для использования изучения системного подхода в частности, при составлении классификации и типологии пофебностей, оценки их удовлетворяющие.
Таким образом, система воспроизводства социальной жизни в марксизме всецело определяется системой сформированных потребностей населения.
Выбирать особенно не приходится, так как от самою субъекта потребления мало чю зависит.
Здесь слабо просматривается его право, роль, значимость оценки качества потребляемого .
Эту отраниченность марксизма пытался преодолеть американский социолог и социальный психолог Э.
Фромм за счет дополнения
ею основными идеями неофрейдизма.
Как Г.
Спенсер, и другие представители естественнонаучной парадигмы потребления, он исходит из того,
чю развитие человека сообразуется с законами развития вообще.
Однако, если Г.
Спенсер к такому выводу приходит, анализируя строение нервной системы человека,
го Э.
Фромм изучая соотношение сознательного и бессознательного, естественного и ис1Ьлбин ЬЛ Мло ш юшчеекме пробами сискмшмо шпчоп к каассификагши ишиак ип\ погребнойей Ангореферат шиерг ншим гсоискание >чеион (.гспепн капни па фн юсофемп и / Ь Л Ьитш N1,197# С 4

[стр.,93]

93 кусствеиного начал в поведении человека.
Человек, считал он, является закрытой системой, своеобразной «вещью в себе».
Он реагирует на изменение внешней
обешновки тем, чю изменяется сам.
Поэтому надо избегать изолированного анализа только психологического и только социального.

Ибо страсти и желания человека вытекают не из его всеобщего существования, ю сечь не из уникальной ситуации, в которой оказался человек.
Никакой сущносж человека, счишл Э.
Фромм, вообще нет.
«Человек есть ничю иное, как продую формирующих его культурных условий».
Э.
Фромм пола1ал, что за душу человека борююя два принципа принцип обладания и принцип бытия.
Тенденция иметь, в конечном счете, черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению.

Вюрая 1енденция быть значиц 01давать, жерпзоваж собой обрегаез силу в специфических условиях человеческого существования.
Э.
Фромм пос1улируег вечность экзистенциального поиска.
Главная проблема проблема свободы и ответственное!и.
«Обладание, считает он, предешвляегся нормальной функцией нашей жизни, чтобы жить, мы должны обладать вещами.
Но для достижения процесса в развижи мы не должны смремиться к обладанию имущеепзом.
Обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из коюрых определяет различие в индивидуальных характерах людей и типах социально! о характера».
2 Сеюдня признано, чю поведение человека детерминировано его наследсчвенными задачами и условиями социализации.
Однако вся этика и, прежде
всею, принцип личной огвеютвенносж, базируются на безусловном признании абсолютной свободной воли.
Эю противоречие породило многовековую дискуссию.
Наиболее >беди1ельной из представленных ныне точек зрения выгляди! концепция Г1.В.
Симонова.
Впечажение о свободе иллюзорно, по1Ф р о м м ,Э Д у ш а ч с ю в с к а / Э Ф о р м м М Н а у к а , 1992 С 93 Ф р о м м / ) И м <Л 1 т и о п т ь ’ / ! Ф р о м м \ 1 , 1900 С 22

[стр.,94]

94 скольку человек не осознае! все движущие moi ивы.
Однако субъективно ощущаемая свобода и вытекающая из нее личная ответственность включает механизмы всестороннею и повторного анализа последствий того или иного nociynk'a, чю делает окончательный выбор более обоснованным.
Видимо, лишь неполное, часжчное осознание человеком движущих им moi инов позволяет снять противоречие между объективной детерминированное 1ыо поведения и субъективно ощущаемой свободой выбора.
Речь идет о своеобразном принципе дополнительное!и: человек детерминирован с ючки зрения внешнею наблюдателя, в ю же самое время тот же человек свободен с точки зрения его собственною рефлек1ующего сознания .
В своих рабошх А.Г.
Здравомыелов назвал ряд элементов, опосредствующих связь личности с обществом.Особое внимание уделяется потребное!ям.
Ошечаеюя, чю последние сформировались в ходе истории общества, и, следоваюльно, все они социально опосредованы.
Социальная пофебносп» заключаем в связях человека с окружающими людьми, налагающими взаимные права и обязанное ж.
Двойспзенность эжх сложных взаимосвязей, согласно концепции П.В.
Симонова, выступает, ощущается, оцениваеюя и функционирует как потребное ж в справедливости.
Беда лишь в юм, чю каждый, стремясь к справедливости, понимает ее поразному.
В лом еще раз обнаруживаем важноегь разфаничения между значением и смыслом предложенного А.Н.
Леонтьевыми Исходя из соожошения прав и обязанности, многие авюры различали два жил людей: одни считаюI, что ущемляются «мои права», другие же видят упущение в выполнении «своих» обязанностей.
Отсюда «индивидуалистическая» и «коллективистическая» направленность у Божович, об1С и м о н о в II И Д ет ер м и н и зм и св о б о д а вы б ор а Ч е т о т о т о г и ч е с к и е п р о б л ем ы ф и з и о ш г и н вы сш ей н ервн ой ¿е я т е т ы т о ст н / П В С и м о н о в Ч Н а у к а , 1982, С и м о н о в , П В 1 ем п ер ам ен г Х а р а к т е р Л и ч н о с т ь / И В С м и р н о в , II М I р ш ов \1 Н а> кл , 1984 С 47-49 ‘ Зтрлвомпстов, Л I Потребности Интересы Ценности /А Г Здравомыелов 4,1986 С 32 ’ Леонпев, \ Н Деятенность Сознание Личность / А Н Леонтьев, Избранные психотогические произведения В 2 \ т/ \ И Леонтьев Ч , 1983 I 2 С 1ЬО 186

[Back]