122 смыслов и ценностей, не требующих доказательств; б) кодированный обмен знаками символический обмен, который может быть понятен только тому, кто владеет смыслом кода, и недоступен другим; в) распространенного на всю жизнь дизайна способов оформления жизненного пространства: вещей, среды обитания, моды, зрелищ и др. В работах П. Бурдье важное место занимают символические средства стратификации, то, что автор называет «власть номинаций»; а в составе качества жизни, «системы диспозиций, структурирующих практику агента и его представления», тип потребления. Используемая автором категория «присвоение» означает: а) обитание в физическом пространстве», б) овладение предметами и технологиями (практиками), в) завоевание (достижение) места в социальном пространстве с помощью символов признания или манипулирования. В широком смысле «присвоение» генетически связано с потреблением, независимо от того, осознает это агент и стремится ли он к потреблению. Ведь и территорию (социальное пространство), на которой живут люди, они «потребляют», а не просто находятся на ней. Производство и потребление меняются местами так, что сейчас не производство навязывает свою логику потреблению, а наоборот, потребление диктует свои условия. Появились даже высказывания о том, что «произвести легче, чем продать». К существенным изменениям следует отнести и то, что доминирующими становятся символические формы потребления. Это, конечно, не означает, что удовлетворение витальных потребностей потеряло свое фундаментальное значение, просто возникает ситуация, описанная А. Маслоу: удовлетворенная низшая в иерархии потребность перестает быть мотиватором человеческой деятельности. Безусловно, все люди, в том числе среднего и высшего достатка, покупают хлеб, молоко, некоторые 1Бурдье П. Социология политики. М., 1993. |
100 на способов оформления жизненною пространс 1ва: вещей, среды обитния, моды, зрелищ и др. II. Бурдье нельзя шнести к продолжателям идей Ж. Бодрийара. В своей «Социологии политики» он ни разу не упоминае1 последнего. Но в «социальной юнологии» П. Бурдье важное месю занимают символические средства стратификации, то, что автор называет «власть номинаций»; а в составе ш кот габитуса как качества жизни, «системы диспозиций, струюурирующих практику агента и ею представления» шп потребления. Используемая автором каююрия «присвоение» означает: а) обитание в физическом пространстве», б) овладение предметами и технологиями (пракшками), в) завоевание (досшжение) мест в социальном просфанс!ве с помощью символов признания или манипулирования. «Социальные аюнты, нише! П. Бурдье, а ткже предметы в качестве присвоенных а! стами и, следовательно, кошишуированные как собственность, помещены в некое место социального пространства, которое может бьпь охарактеризовано через его релятивную позицию по о¡ношению к другим местам (выше, ниже, между и т.п.) и через дистанцию, отделяющую эти места 01 друюх» . Здесь авюр намечает принципы иерархизации социальною ироаранства и сфуктуризации общества. Для нашей 1емы существенно то, чю в широком смысле «присвоение» генетически связано с пофеблением, независимо ш юго осознае! это агент и стреми!ся ли он к консуммации. Ведь и территорию (социальное просфанство), на которой живут люди, они «потребляют», а не просто находятся на ней. Произволе!во и потребление меняются местами так, что сейчас не I производство называет свою логику потреблению, а наоборот, потребление диктует свои условия. Сегодня и у нас появились высказывания о том, чю «произвести легче, чем, продать», которые в период господе т а закона 'Ь>рис, II Г(1мт1 Ш1ия поштики/ II Ьурие М, 1993 С 35-36 |