129 1 2 Т. Парсонсом и названная Л. Кривоносовой синергетическим принципом дезорганизации, проявляет себя в резкой поляризации мнений и оценок, в доминировании нереалистических надежд, фантазий, утопических идеалов, необоснованных страхов относительно возможных сценариев будущего развития общества, в увеличении ностальгии по прошлому, в разрастании в различных, особенно люмпенизированных социальных группах, мистического мировоззрения, усилении восприимчивости общественного сознания к шарлатанству, радикальным и деструктивным социальным и политическим призывам. В России эта зависимость проявляется в нестабильности общественного мнения, переменчивости настроений, полной аналогичности действий, податливости общественного сознания, наличии больших возможностей манипулировать им, одновременном формировании скептического мировоззрения в отношении будущего и доверчивости к политическим призывам и обогащению, веры в чудеса и т.д. Отмеченная особенность общественного сознания отражается на установках людей, их мотивациях, социальных ценностях. Например, все больше ориентации в установках связаны не с возможностью честного производительного труда, а с желанием быстрого обогащения. Все большая терпимость проявляется в отношении коррумпированности, мошенничества, воровства. Общественное мнение не только смирилось с отмеченными явлениями и терпимо относится к ним, но все более активно начинают формировать позитивные установки в отношении девиантного поведения среди значительных социальных групп. Старая культура общества базировалась на ценностях патернализма, опекунства. В ее основе лежала распределительная экономика, которая детерминировала превалирование в социальных ориентациях людей безынициативности, безответственности, фатализма. Эти же качества в условиях кризиса вновь становятся определяющими для многих социальных групп. 1Парсонс Т. Социальное действие в условиях человеческого существования. —М., 1978. С.43. 2Кривоносова Л. Управление качеством жизни населения. Хабаровск, 2005. С.74. |
106 I формацией сишемы с внешней средой. Пели это равновесие по каким-либо причинам или ином отношении разрушается, то происходиI замедление сбора избыточной энтропии во внешнюю среду и, сошветственно, повышение эшропии в социальной сис1еме. Когда величина энтропии превышает некоторый критический уровень, сис1ема начинает функционировать в особом режиме в условиях кризиса или бифуркации, в котором закономерности поведения неравновесной социальной сисгемы буду! принцини\ 0 алыю иными, чем в устойчивом сосюянии. В насюящее время Россия находится в условиях сильной неравновесное ж или бифуркации. Этот фак1 безоговорочно принят большинством исследователей. В бифуркационном состоянии находятся практически все социально-политические инетшуты, вся экономика. Переход к рыночной экономике осуществляется через глобальный перелом сферы сознания, стандарюв и стереотипов поведения различных социальных групп. Радикальная перемена общественной парадигмы нарушает эволюционный характер механизмов в формирования, создает условия несшбилыюсж, неравновес! пости для протекания каких-либо процессов и явлений. Усиление хаотичности социальной системы детерминирует расширение в общее 1венном сознании иррациональных ценностей, мотивов, пофебносюй, намерений и действий. Э т закономерность, подмеченная еще 'Г. Парсонсом , и названная нами синергетическим принципом дезорганизации, проявляет сеоя в резкой поляризации мнении и оценок, в доминировании нереалисжческих надежд, фантазий, утопических идеалов, необоснованных сIрахов относительно возможных сценариев будущего развития общества, в увеличении ностальгии по прошлому, в разрастании в различных, осооенно люмпенизированных социальных группах, мистического мировоззрения, усилении восприимчивости общественною сознания к доктринерству, шарлатанству, радикальным и деструкжвным социальным 1Парсонс, 1 Сои налI нее действие в условиях человеческого существования /Т Парсонс М КАНОН пресс-и, 1978 411с С 43 107 и политическим призывам. В России эта зависимость проявляется в нестабильности общественного мнения, переменчивое ж настроений, полной аналогичности дейсгвий, податливости общественною сознания, наличии больших вошожностей манипулировать им, одновременном формировании скептического мировоззрения в отношении будущего и доверчивости к политическим призывам и обогащению, веры в чудеса и т.д. отмечая особенность общественного сознания самым непосредственным образом шражается на установках людей, их мотивациях, социальных ценностях. Например, все большие ориентации в установках связаны не с возможностью честного производительного труда, а с желанием быстрого обогащения. Все большая терпимость проявляема в отношении коррумпированности, мошенничеста, воровства. Общественное мнение не только смирилось с отмеченными явлениями и терпимо относима к ним, но все более акжвно начинают формироваться позитивные уешновки в отношении девиат лого поведения среди значительных социальных трупп. Старая культура общества базировалась на ценностях патернализма, опекунства. В ее основе лежала распределительная экономика, которая детерминировала превалирование в социальных ориентациях людей безынициативности, безотетственности, фатализма. Эти же качества в условиях кризиса вновь становятся определяющими для мно1 их социальных групп. Вторую закономерность можно вывести, используя исторический принцип «переноса поля действия», оIкрытого А. Тойнби . Во взаимодействиях между социальной системой и внешней средой арена этого взаимодейсжия с мнением времени все больше переносится, сдвигается из внешнею окружения во внутренние структуры системы. В условиях кризиса негэнгропииная активность системы переносимя отчасти с внешней среды на свои собственные самые низкие уровни. Тоииби, Л Дж Ишенсния и обичаи/А Дж Тойнби М , 1 % 6 С 16 1 |