30 уровня» развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями. «Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, писал он, то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое». П. Штомпка полагал, что ядром общества как социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется жизнь популяции, включенной в систему. Социальная система закрепляет полученные эволюционные достижения в форме образования неких стандартов, норм, предписываемых членам социальной организации для выполнения.2 Концепция качества жизни это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие «ноосфера» сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества путем реализации мер по рациональному природоиспользованию. В этой связи общим для современной социологической мысли является чувство фундаментальных перемен в индустриальном обществе, и ряд авторов сосредоточили свое внимание на структурных и социальных комбинациях новых видах наукоемких технологий, изменениях в секторах экономики, сдвигах в системе занятости и т.п., видя в этих движениях основной источник всех остальных трансформаций в обществе, в том числе повышения качества жизни. 1Спенсер Г. Основания социологии: Избранные произведения. М., 1997. С. 69. 2Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С.69. |
4 3 как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводи I мноючисленные примеры зависимости характера человеческой дея1ельности ог географии местности, климатических условий, численноеIи народонаселения и т.д . По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общее та находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. ОIсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит, в конечном счете, от «усредненною уровня» развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учет свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученою, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последспзиямп: «Пели вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, писал он, ю никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих сущееIв, соединенных в единое целое»2. II. Шгомнка видел в эIом залог социального порядка. Он полагал, что ядром общества как социальной системы является структурированный %* нормативный порядок, посредством которого организуется жизнь популяции, включенной в систему. Социальная система закрепляет полученные эволюционные достижения в форме образования неких стандартов, норм, предписываемых (жестоко в виде законов рекомендательно, ценностно 1 С п е ш я р , Г О с н о в а н и е и щ и о ю г 1111/' И з б р а н н ы е п р о ш в е ч е н и я / Г С п е н с е р К и е в Н п к а -Ц с п т р , В и с т С , 1997 С (.7 ч ‘ С п и к е р 1 О и ш н ш и е и м ш о ш и ш И г б р а ш т с п р о ш в е а с и и я , Г С п е н с е р К и ев Н и к а -Ц е н г р , В и с т -С , 1997 5 1 1 с С 09 4 4 в форме этико-права венных правил поведения) членам социальной организации для выполнения . Концепция качес1ва жизни ого современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие «ноосфера» сфера разумно организованною взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества путем реалиюции мер по рациональному природоиспользованию2. В 'лой свяш, общим для современной социологической мысли является чувство фундаментальных перемен в индустриальном обществе. Ряд авторов сосредоючили свое внимание на структурных и социальных комбинациях новых видах наукоемких технологии, изменениях в секторах экономики, сдвигах в системе заняюсти и т.п., видя в этих движениях основной источник всех остальных трансформаций в обществе, в том числе повышения качества жиши. Друте автры 11.0. Браун, М. Фуко, Р.Д. Лейнг и их эпигоны, такие, как Ч. Рейнг и Т. Рошк, помещают трансформацию общества в сферу сознания и связывают ее с новой мноюмернои сенсуальностью, устранением репрессивности, с развитием культуры, позволяющим определятся с современным представлением о самосознании, определяющие круг потребностей, саморегуляции и др\ Трудность, возникающая из сюлкновения этих точек зрения, сводится в основном не к выявлению правильности каждого диагноза в значительной степени ооа они являются верными, а к попыткам сделать выводы на их основе. С меюдолоптческой ючки зрения эти попытки имеют в своей основе господствующие в социологи взгляды на общество как интеграль1С м Illio M iiK J, II С 'о ш ю к и п я с о ц и а л ь н ы х и зм ен ен и й 1 II Ш т о м и к а М Л о г о с , 1 9 % 3 7 9 с С 69 “ С м K o i y i , A l Р с п ш н г и iin ií м о н и т о р и н г к ач ест в о л и ш и н асел ен и я / А С K o i y r ,B E Р о х ч и н С П б , 1994 201 с С 54 * С м Б е л л ,Д Г р я д ш е е п о с 1н н д>етри лл1н о с о б щ е ст в о О п ы т со ц и а л ь н о го п р о г н о з и р о в а н и я / Д Белл М A c a d e m ia , 1 W 9 S 6 i С . 85 |