Проверяемый текст
Кадников, Николай Григорьевич. Классификация преступлений по уголовному праву России (Диссертация 2000)
[стр. 108]

существенные изменения.
Снижены сроки фактического отбывания, которые необходимо отбыть для применения данного вида освобождения.
В настоящее время в соответствии с ч.З ст.79 УК условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным: а) не менееа одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление.
Нам представляется поспешным решение законодателя о сокращении срока фактического отбывания наказания до двух третей срока за особо тяжкое преступление.
Предыдущий показатель в размере трех четвертей назначенного наказания являлся более оптимальным и позволял осуществлять тщательный контроль за опасными преступниками.
Верховный Суд РФ особо указал, что при решении вопроса об условнодосрочном освобождении важно четко соблюдать сроки реального отбытия наказания и
учитывать категорию преступления171.
Такой подход в период
реформирования уголовного законодательства был признан наиболее целесообразным, хотя авторы теоретической модели предлагали иную редакцию172.
Так, по делу Семченкова было разъяснено, что осужденный за умышленное убийство может быть освобожден условно-досрочно лишь при отбытии
не менее трех четвертей наказания /См.: Бюллетень Верховного Суда РФ.
1999.

№ 7.
С.6.
1*79 Предлагалось установить следующие сроки отбывания: 1/2 за уголовные проступки; 2\3 за менее тяжкие преступления; 3/4 за тяжкие преступления.
/См.: Уголовный закон: опыт теоретического моделирования.
С.
195.

108
[стр. 259]

бождение в связи с истечением сроков давности обвинительногоА приговора.
Условными видами освобождения признаются: досрочное освобождение от отбывания наказания; освобождение от наказания в связи с болезнью; отсрочка отбывания наказания беременным' X л .
женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Практически все эти виды освобождения увязываются с категориями преступле* ний.
Такая конструкция норм “позволяет избежать громоздкого перечисления преступлений и ссылок на другие статьи закона, необходимости систематически вносить изменения и дополнения в указанные статьи в соответствии с общими изменениями в уголовном законодательстве” .
Следует подчеркнуть, что норма об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания претерпела существенные изменения.
Во-первых, в соответствии с ч.З ст.79 УК условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным: а) не менее половины срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести: б) не менее двух третей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; в) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление.
Верховный Суд РФ особо указал, что при решении вопроса об условно-досрочном освобождении важно четко соблюдать сроки реального отбытия наказания и
учиЛ ^ ^ тывать категорию преступления Такой подход в период реборОнгарбаев Е.А.
Указ.
раб..
С.98.
' Так, по делу Семченкова было разъяснено, что осужденный за умышленное убийство может быть освобожден условно-досрочно лишь при отбытии


[стр.,260]

мирования уголовного законодательства был признан наиболее целесообразным, хотя авторы теоретической модели предлагали иную редакцию4"*8.
Во-вторых, ими было сформулировано положение о неприменении условно-досрочного освобождения к некоторым категориям осужденных.
Это касалось: лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, смертная казнь за которые в порядке помилования заменена лишением свободы; лиц, осужденных за особо опасный рецидив; лиц, ранее условно-досрочно освобожденных от дальнейшего отбывания наказания и совершивших умышленное менее тяжкое, тяжкое или особо тяжкое преступление в течение не отбытой ч части наказания.
Такой подход заслуживал пристального внимания по следующим причинам: проводилась идея точной дифференциации уголовной ответственности; активно использовалась категоризация преступлений для конструирования правовой нормы, содержание нор1 мы было понятно и правоприменительным органам и простым гражданам, т.е.
сохранялся ее предупредительный характер.
Тем не менее, в новом УК такие предложения реализованы не в должной мере.
В ч.5 ст.79 УК указано, что лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условнодосрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы.
Представляется, что не менее трех четвертей наказания /См.: Бюллетень Верховного Суда РФ.
1999.

N2 7.
С.6.
438 Предлагалось установить следующие сроки отбывания: 1/2 за уголовные проступки: 2\3 за менее тяжкие преступления: 3/4 за тяжкие преступления.
/См.: Уголовный закон: опыт теоретического моделирования.
С.
195.

260

[стр.,279]

о возможности и виде освобождения лица от уголовной ответственности или наказания.
Имеются особенности и при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
Оно применяется к несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам и лишению свободы.
При этом, согласно ст.93 УК, предусмотрены сокращенные сроки фактического отбывания, которые обусловлены категоризацией преступлений.
Так, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к несовершеннолетним после фактического отбытия: а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести; б) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление; в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
Если несовершеннолетний отбывает наказание за совершение нескольких преступлений, то срок, после которого возможно условно-досрочное I освобождение, определяется по наиболее тяжкому преступлению.
Такой подход необходимо исповедывать и пои замене наказания более мягким.
Примером может служить довольно удачная формулировка в статье 94 УК, где закреплено, что сроки давности, предусмотренные ст.78 и 83 УК, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.
Сроки погашения судимости для несовершеннолетних также сокращены и согласно ст.95 УК составляют: один год после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести; три года после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
279

[Back]